Основные центры притяжения миграционных потоков. Основные точки притяжения мигрантов

Основные центры притяжения миграционных потоков

Основные центры притяжения миграционных потоков. Основные точки притяжения мигрантов

Международная миграция в современном обществе является довольно значимым явлением с точки зрения масштабов (по данным ООН, в 2013 г. в мире насчитывалось 174,8 млн.

мигрантов), а также социально-экономических и политических последствий для стран и регионов.

Преобладающим направлением современной миграции стали перемещения населения из беднейших развивающихся стран в экономически развитые государства.

Следует заметить, что масштабы миграционных процессов в мире имеют тенденцию к постоянному увеличению – в них вовлекается все большее число людей. В частности, только за 2013 г. количество мигрантов выросло на 20,8 млн.

человек, или примерно на 13,5% по сравнению с предыдущим годом. Принято считать, что миграция стала одним из проявлений процесса глобализации мировой экономики и определяется в основном причинами объективного порядка.

По мере роста интернационализации хозяйственной жизни значение международной миграции возрастает. Основной поток ее в последние десятилетия устремляется в США. В 70-х гг. число легальных иммигрантов в эту страну достигло 4,5 млн человек (20% прироста населения за 70-е гг.), что на 1/3 больше, чем в 60-х гг. В 80-х гг.

масштабы иммиграции еще более возросли – на нее приходилось уже 39% прироста населения страны. В этот период в страну въехало 6 млн легальных и 2 млн нелегальных иммигрантов. За период 1990–1996 гг. в США въехало еще 6,1 млн иммигрантов, только в 1996 г. – почти 961 тыс. человек. При этом к началу 1998 г.

в стране, по оценке, проживало более 5 млн незарегистрированных (нелегальных) иммигрантов.

Другим крупнейшим центром притяжения мигрантов является Западная Европа: средний ежегодный прирост иностранной рабочей силы составляет 600–700 тыс. человек (с учетом членов семей численность въезжающих возрастает до 1,5 млн человек).

Лидерство по масштабам иммиграции в Европе удерживают Германия, Франция и Великобритания. В качестве примера более локального регионального центра притяжения мигрантов можно назвать Австралию.

В последние годы локальным центром иммиграции становится Россия.

Для различных принимающих стран существуют разные источники миграционных потоков, хотя во многих случаях они и совпадают.

Это обусловлено, с одной стороны, той ролью, которую страна притяжения играет в современном мире, и возможностями, которые она имеет, а с другой стороны, конкретными историческими, этническими, географическими связями между принимающими странами и странами-донорами. При этом наблюдаются довольно заметные сдвиги в географических потоках современной иммиграции.

Так, если в 60-х гг. основными источниками новых мигрантов для США были Канада и Западная Европа (79% приехавших), то в 70–80-х гг. доминировали Латинская Америка и Азия. В 90-х гг. из этих регионов в США въехало 84% всех иммигрантов.

За прошедшие десятилетия изменился не только этнический состав, но и квалификационный и образовательный уровень иммигрантов.

Регулирование международной миграции

Процесс международной миграции рабочей силы и населения регулируется национальным законодательством различных стран и международными правовыми актами. В законодательстве находят отражение две тенденции: одна – к открытой экономике и соответственно к свободному перемещению трудовых ресурсов и населения; другая – к протекционизму и ограничениям в области международной миграции.

Это комплекс законодательных, организационных и иных мер, направленных на регулирование въезда в страну и выезда из нее, предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, использование в ней иностранной рабочей силы, создание системы социальной зашиты работников-мигрантов в период их работы за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальную защиту.

С целью недопущения неконтролируемого влияния международной миграции на социальную обстановку и рынки труда большинство развитых стран проводит определенную миграционную протекционистскую политику, призванную защитить интересы своего населения и экономики. Так, в США по закону об иммиграции, вступившему в силу в ноябре 1990 г., начиная с 1995 г. в страну ежегодно допускается не более 675 тыс. человек. Закон вводит также квоту для лиц, выезжающих в США в поисках работы, – 140 тыс. человек в год.

Франция ограничила въезд новых иммигрантов; Германия приняла решение не предоставлять вид на жительство претендентам на въезд, а также гражданство детям работающих по контракту мигрантов, преимущественно турецкого происхождения, что ранее было предусмотрено законом. Аналогичные ужесточения иммиграционного законодательства ввели Австрия, Италия, Испания, Португалия.

Следует иметь в виду, что международная миграция рабочей силы (как и вообще миграция населения) – это не только экономическое, но и сложное политическое, и социально-экономическое явление.

Оно значительно влияет на состав трудовых ресурсов как стран-доноров, так и принимающих стран, создает новую ситуацию на рынках труда, привносит немало изменений (и не только позитивных) в социальную и политическую жизнь многих принимающих стран.

Иммиграция, в частности, может вызвать ряд проблем, связанных с этническими, расовыми, религиозными и культурными отличиями иммигрантов от коренного населения. Примеры проявления таких проблем имеются практически во всех принимающих странах.

Каковы же последствия международной миграции рабочей силы для стран-доноров и для принимающих стран? Вряд ли можно дать однозначный ответ на этот вопрос.

Процессы миграции оказывают многогранное влияние на экономику, социальную сферу и внутриполитическое положение как принимающих стран, так и стран-доноров. Баланс позитивных и негативных последствий для стран – участниц данного процесса обусловливается конкретными внутренними условиями каждой страны.

Миграция имеет свои издержки, прежде всего политико-культурного и социального характера. Кроме того, определенная часть европейцев склонна видеть в иммигрантах конкурентов, отнимающих у них рабочие места. Это имеет два важных следствия.

Следствие первое: концентрация иммигрантов, замкнутость их этнических общин, высокий уровень преступности ведут к недовольству коренного населения в самых разнообразных формах вплоть до вооруженных столкновений и погромов. В последние десятилетия в европейских странах и США не просто возросло количество межнациональных столкновений, они приняли жестокий, а порой и кровопролитный характер.

Таким образом, преобладающим направлением межконтинентальных миграционных потоков в условиях глобализации стала миграция из стран “бедного” Юга в государства “богатого” Севера.

Возникновение этих миграционных потоков связано с объективными социально-экономическими и демографическими диспропорциями между этими регионами мировой экономики.

В обход официальных барьеров, которые возводятся правительствами экономически развитых стран мира, возникают самые разнообразные формы нелегальной миграции, которая контролируется различными нелегитимными структурами и вовлекает в себя все большие контингенты населения.

Развитие событий последнего времени показывает, что система простого исключения населения “бедного” Юга и запрета миграции из развивающихся стран непродуктивна. Требуется пересмотр всей социально-экономической политики и стратегий развития в глобальном мире. Экономически развитые страны не могут просто игнорировать бедность, экономическую отсталость и другие проблемы стран третьего мира.

Сложность и многообразие используемых методов демографического анализа предъявляют повышенные требования к их информационному обеспечению.

Демографическая информация должна быть, во-первых, многосторонней и разнообразной, то есть позволять получать сведения не только об общем числе демографических событий, но и их детальные характеристики.

Например, если речь идет об изучении рождаемости, то важно знать не просто общее число рождений, но и возраст матерей, состояние их в браке и ряд других характеристик.

Если речь идет об изучении смертности, необходимо знать не только число умерших, но и их распределение по полу и возрасту, по причинам смерти, по профессиям, а также ряд других характеристик. Если такой детальной информации нет, использование всех методов демографического анализа невозможно, а это значит, что при изучении демографических процессов можно прийти к неточным, а иногда и просто неверным выводам. Шурупова А.С. Адаптация и приживаемость мигрантов // СОЦИС – 2009. – №6.

Другим важным требованием к демографической информации является её достоверность. Иначе говоря, получаемые данные должны быть свободны как от преднамеренных искажений, так и от неточностей, связанных со спецификой сбора информации.

Источники демографической информации должны позволить получить необходимый объем сведений не только по стране в целом, но и по регионам, то есть в области, крае, автономной республике, а в некоторых случаях и в административном районе. Это очень важно для нашего многонационального государства, поскольку имеются существенные региональные различия не только в природно-климатических условиях, но и в характере процессов воспроизводства населения.

Из проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

Эффективное управление миграционными процессами в интересах устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, обеспечения ее национальной безопасности, прав и свобод человека и гражданина стало одним из основных приоритетов внутренней и внешней политики государства.

Благодаря внешней миграции можно в долгосрочной перспективе компенсировать демографические проблемы.

Безусловно, трудовая миграция, прежде всего, приносит очевидные социально-экономические выгоды и способствует формированию и развитию общего рынка труда, замещению вакансий, которые не привлекательны для местного населения, смягчению безработицы через создание новых рабочих мест в сфере обслуживания и смежных отраслях. Немаловажным фактором является развития интеграционных процессов, поддержание экономических и трудовых связей между странами и народами.

Развитие процессов внешней трудовой миграции представляет собой обширное поле деятельности, которую необходимо направить на разработку и реализацию механизмов, способствующих ее превращению в неотъемлемую отрасль экономики, базирующуюся на международных нормах.

Необходимо добиться того, чтобы миграционные процессы в стали позитивным фактором, способствующим развитию экономики, улучшению демографической ситуации и обеспечению безопасности страны.

Поскольку возможности по оказанию помощи мигрантам ограничены, следует сосредоточить усилия государства на устранении препятствий для самообустройства мигрантов, на всемерной поддержке их инициативы и самостоятельности.

В заключении следует отметить, вопросы миграции еще долго будут оставаться актуальными.

В настоящее время миграционные потоки носят стихийный характер. В результате не учитываются реальные возможности социальной инфраструктуры, увеличиваются диспропорции региональных рынков труда, растет социальная напряженность, создаются условия для распространения среди населения идей национальной нетерпимости и ксенофобии.

Создание условий для привлечения квалифицированных легальных трудовых ресурсов, совершенствование миграционного учета иностранных граждан, противодействие нелегальной миграции, а также комплекс мер по поддержке внутренней трудовой миграции нельзя осуществить без сбора и анализа качественной и подробной информации о миграции. Шурупова А.С.

Адаптация и приживаемость мигрантов // СОЦИС – 2009. – №6.

Page 3

Перейти к загрузке файла
  • 1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 года)//Правовая система “КонсультантПлюс”
  • 2. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Рим, 4 ноября 1950 г. (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) //Правовая система “КонсультантПлюс”
  • 3. Конвенция о статусе беженца. Женева, 28 июля 1951 г. //Правовая система “КонсультантПлюс”
  • 4. Конвенция Международной Организации Труда № 143 “О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения”. Женева, 4 июня 1975 г. //Правовая система “КонсультантПлюс”
  • 5. О беженцах: Федеральный закон от 19 февраля 1993г. №4528-//Правовая система “КонсультантПлюс”
  • 6. О вынужденных переселенцах: Федеральный закон от 19 февраля 1993г. №4530-1//Правовая система “КонсультантПлюс”
  • 7. Положение о Федеральной миграционной службе: Указ Президента Российской Федерации от 19.07.2004 № 928//Правовая система “КонсультантПлюс”
  • 8. Ахиезер А.С. Территориальная миграция – реализация потребности в полноте бытия // Обществ. науки и современность. – 2012. – N 3.
  • 9. Баньковская С.П. Миграция, свобода и гражданство: парадоксы маргинализации // Власть. – 2009. – N 4.
  • 10. Воробьева О.Д. Проблемы и противоречия современной миграционной политики России // Пробл. прогнозирования. – 2011. – N 5.
  • 11. Ганнушкина, С.А. Актуальные проблемы миграции. – М.: “Звенья”, 2009.
  • 12. Денисенко, М.Б. Иммиграционная политика Российской Федерации в странах Запада. – М., 2012.
  • 13. Дмитриев А.В. Миграция: Конфликтное измерение. – М.: Альфа-М, 2011.
  • 14. Кириллова Е.К. Проблемы вынужденных переселенцев в России: глазами мигрантов // СОЦИС – 2011. – №11.
  • 15. Красинец Е. Миграция населения в Российской Федерации: тенденции развития и проблемы регулирования // Власть. – 2010. – N 10. – С.61-68.
  • 16. Организация иммиграционного контроля в Российской Федерации/Под общей ред. К.О. Ромодановского – М.: ОАО “Типография МВД”, 2011.
  • 17. Работа с лицами, ищущими убежища. – М.: Р.Валент, 2010.
  • 18. Фоменко Е.А. Нелегальная трудовая миграция и ее социально-экономические последствия для России // Уровень жизни населения регионов России. – 2010. – N 8-9.
  • 19. Шурупова А.С. Адаптация и приживаемость мигрантов // СОЦИС – 2009. – №6.

  Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Источник: https://studwood.ru/1304381/ekonomika/osnovnye_tsentry_prityazheniya_migratsionnyh_potokov

Внешняя миграция населения

Основные центры притяжения миграционных потоков. Основные точки притяжения мигрантов

Каждый год миллионы людей покидают насиженные места, чтобы найти новое место жительства, учебы или работы. Десятки тысяч ищут качественного лечения или спасаются от преследований или стихийных бедствий. Для определения подобных видов миграционного движения используется термин «внешняя миграция». Это явление не обходит и Россию.

Причины и разновидности международной миграции

Миграционные потоки делятся на внешние (между странами и континентами) и внутренние (в пределах страны). Основные причины внешней миграции населения заключаются в следующем:

  • нестабильность политической ситуации в государстве;
  • безработица;
  • низкий уровень жизни;
  • экологические проблемы;
  • отсутствие возможности реализовать свой профессиональный или творческий потенциал;
  • военные конфликты и пр.

В мировых миграционных процессах главные внешние факторы миграции все же имеют экономическую подоплеку. Одни люди спасаются от безработицы, другие же — ученые, художники, актеры — ищут место, где их труд оценивался бы по достоинству.

В зависимости от причин, вызывающих потребность человека в изменении места жительства, можно выделить разные виды внешней миграции:

  • эмиграция — выезд граждан из родной страны в другое государство на ПМЖ или длительный срок;
  • иммиграция — въезд граждан в другую страну с целью обосноваться там навсегда или надолго;
  • трудовая миграция — легальный переезд за пределы своей страны с целью заниматься трудовой деятельностью (согласно классификации ООН, трудящимися-мигрантами называются лица, прибывающие в другую страну на работу на период, превышающий один год).

Пока общественно-политическая и социально-экономическая ситуация в нашей стране остается сложной, россияне будут искать работу за границей. Эксперты полагают, что число желающих выехать на заработки может достичь 5 млн человек ежегодно.

Другие виды

Говоря о перемещении людей за пределы родной страны, можно упомянуть функциональный признак. Целью такого переезда может выступать туризм, командировка, лечение, изучение культуры. Кроме них, существуют и другие группы людей, направляющихся в другую страну:

  • студенты;
  • преподаватели;
  • беженцы;
  • нелегальные иммигранты.

Но главный признак внешней миграции населения — территориальный. Его следствием является изменение географии расселения людей.

Последствия миграции

Поскольку решение организационных, правовых, экономических и прочих вопросов пока не налажено, внешняя трудовая миграция вызывает негативные последствия. В частности, выезд за границу представителей дефицитных профессий ведет к дисбалансу отечественного рынка труда, огромных масштабов достигает незаконная трудовая миграция.

У многих организаций, направляющих россиян на работу за рубеж, нет разрешений на предоставление этой услуги, из-за чего наши соотечественники, работающие за границей, не могут рассчитывать на социальную защиту.

Правительство РФ могло бы помочь повысить социальный статус трудящихся-мигрантов и их домочадцев, если будут удовлетворены национальные интересы государств, экспортирующих и импортирующих рабочие ресурсы.

В связи с этим необходимо правовое регулирование внешней трудовой миграции:

  • защита прав мигрантов из России;
  • смягчение положения на внутреннем рынке труда благодаря трудоустройству наших соотечественников за границей;
  • защита национального рынка труда от хаотичного потока иностранных мигрантов;
  • приток в отечественные банки валюты, заработанной трудящимися-мигрантами.

Чтобы отрегулировать перечисленные аспекты, власти Российской Федерации ввели систему квотирования иностранной рабочей силы. Серьезный шаг — лицензирование деятельности компаний, занимающихся международным обменом трудовыми ресурсами.

Обсуждая проблемы внутренней и внешней миграции, Вячеслав Поставнин — президент фонда «Миграция XXI век» — отметил, что в нашей стране она стоит острее, чем в США или Западной Европе. Он подчеркнул, что сейчас миграционная служба пока еще использует устаревшие, неэффективные методы контроля мигрантов.

Центры притяжения мигрантов

Некоторые географические регионы стали местами массового привлечения трудящихся из других государств. Эти регионы принято называть центрами притяжения. Во всем мире функционируют несколько главных центров притяжения рабочей силы, среди которых выделяются традиционные и нетрадиционные.

Традиционные центры — это:

  1. Страны Западной Европы (там проживают не менее 13 млн мигрантов).
  2. США (в страну прибывает примерно 650 тыс. человек ежегодно).
  3. Австралия (около 200 тыс. иностранных трудовых мигрантов из Восточной и Центральной Европы, Восточной и Юго-Восточной Азии).

В начале 1970-х начали возникать нетрадиционные — новые — центры притяжения рабочей силы. Это явление связано с высокими темпами роста местной экономики, развитием национальной промышленности, увеличением объемов иностранного капитала. К ним относятся государства Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Латинской Америки, Африки. В эту группу входит и Россия.

Согласно докладу ООН, по числу мигрантов наша страна находится на 2 месте после Соединенных Штатов. На территории РФ проживает 11 миллионов мигрантов.

Куда едут из России

Внешняя миграция в России охватывает эмигрантов (граждан России или бывшего СССР, проживающих в РФ, беженцев или получивших временное убежище) и иммигрантов (иностранцев, апатридов, граждан бывшего СССР, переселяющихся в Россию на постоянное или временное жительство).

С каждым годом, количество россиян, которые уезжают из страны, увеличивается. Связано это со многими причинами: недовольство качеством жизни, политическая обстановка, чувство незащищенности, а недавняя пенсионная реформа, направленная на увеличение пенсионного возраста, еще активнее породила разговоры о том, как много россиян уезжают. Но куда уезжают россияне?

Согласно официальной статистике, ежегодно, около 300,000 россиян покидают страну (хотя некоторые эксперты заявляют, что эта цифра гораздо больше). Как правило, это высококвалифицированные специалисты с высшим образованием.

Каковы основные районы внешних миграций?

  1. Германия — 620 тыс.
  2. США — 210 тыс.
  3. Израиль — 69 тыс.
  4. Италия (приблизительное количество русских иммигрантов – 65 тыс.
  5. Испания — 50 тыс.
  6. Канада — 48 тыс.
  7. Великобритания — 38 тыс.
  8. Австрия — 32 тыс.
  9. Греция — 22 тыс.
  10. Швейцария — 10 тыс.

Сравнительно небольшие, но устойчивые потоки эмигрантов — в Австралию, Финляндию и Францию. Ежегодно туда уезжают от 300 до 700 россиян.

Следует помнить, что в этих цифрах содержится только информация о гражданах, которые при выезде из России сообщили, что уезжают на ПМЖ. Следовательно, статистика не отражает полной картины, ведь человек мог просто не сообщать о своей цели или всё ещё зарегистрирован в РФ.

Проблема мигрантов расколола Европу на два лагеря: видео

Источник: https://topmigrant.ru/migraciya/obshhaya-informaciya/vneshnyaya-migraciya.html

Адвоката дом
Добавить комментарий