На чем основано правовое регулирование общественных отношений. Правовое регулирование общественных отношений и его эффективность. Типы правового регулирования

Эффективность правового регулирования общественных отношений

На чем основано правовое регулирование общественных отношений. Правовое регулирование общественных отношений и его эффективность. Типы правового регулирования

Для регулирования общественных отношений необходимо понятие права, а также принципы права. Для механизма правового регулирования и воздействие на отношения в обществе требуются не только права, но и определенные юридические средства.

Существует более объемное понятие, в основу которого входит не только данные средства воздействия, но также средства правового влияния на поведения человека (организационные, воспитательные, профилактические и т.д.) – это правовое воздействие на общественные отношения.

Наше общество не может существовать без правового регулирования, так как оно является одним из важнейших видов социального регулирования. Сама идея свободы и справедливости лежит в его основе, делая его особым социальным явлением.

Замечание 1

Но не все общественные отношения подвергаются правовому регулированию. К таким отношениям относятся: любовь, товарищество, отношения с участием душевнобольных, признанными недееспособными или невменяемыми.

К этому списку так же можно добавить обычаи и другие социальные предписания, которыми в принципе управляют нормы морали.

Остальные же отношения, попавшие под его влияние, называются предметом правового регулирования и закрепляются в законодательстве РФ.

Появление новых юридических норм в законодательстве, а также их исчезновение из него весьма характерны для предмета правового регулирования. Это напрямую зависит от формирования новых общественных отношений, которые требуют правового вмешательства.

Для того, чтобы регулировать общественные отношения, существуют определенные методы правового регулирования. Благодаря многим факторам, положительно повлиявшим и на развитие экономики, и на стабилизацию общественного порядка и государственных структур – методы правового регулирования заменили жесткие «дедовские» на более мягкие.

Совокупность юридических средств, входящих в механизм правового регулирования, также осуществляет правовое регулирование общественных отношений.

Из большого числа элементов правовой системы выделяют несколько основных, которыми являются:

  • юридические нормы;
  • правоотношения;
  • акты реализации права (индивидуальные правовые акты);
  • принципы права;
  • правовая культура.

Процесс правового регулирования

Правовая культура и принципы права пронизывают весь механизм правового регулирования общественных отношений, затрагивая и другие элементы правовой системы. Этот процесс включает в себя регламентацию общественных отношений и действие юридических норм.

Первое регулирует определенные сферы и области общественных отношений с помощью права. А второе – результат первой стадии правового регулирования общественных отношений и главный элемент механизма правового регулирования.

Замечание 2

Основная суть правовой регламентации заключается в том, чтобы издавать юридические нормы, которые охватывают определенную группу общественных отношений. Для возможности регулирования общественных отношений нужен инструмент, таким инструментом и являются эти нормы.

Установление ответственности за нарушение юридических предписаний, а также определение и закрепление в юридических нормах круга общественных отношений, регулируемых правом и определение субъектов права, их прав, свобод и обязанностей – в этом и заключается сама правовая регламентация общественных отношений. В то время как действие юридических норм говорит о реальном поведении людей. Это основной элемент механизма правового регулирования, который является результатом первой стадии регулирования общественных отношений.

В совокупности с правоотношениями, действие юридических норм является основным элементом механизма правового регулирования. Права и обязанности, возникающие в процессе действия юр норм, создают предмет правового регулирования, обеспечивающий правопорядок. Для реализации этих норм необходимо соблюдение, исполнение, использование и применение – это и есть формы их действия.

Так же существует и третий элемент механизма, который непосредственно и осуществляет реализацию правовых норм, а также прав и обязанностей субъектов – акты реализации норм права.

У юридических норм имеются и определенные пути действия, которым они следуют. К этим путям относится следующее:

  • наделение субъектов права правоспособностью и дееспособностью, благодаря чему они свободно включаться в процесс правового регулирования, создав тем самым условия для действия права;
  • наделение субъектов права юридическими правами и обязанностями;
  • получение субъектами права реальных благ, иных правовых результатов, предусмотренных нормами;
  • применения государственного принуждения за неисполнение нормы права.

Но не все юридические нормы можно отнести к реально действующим. К примеру, устаревшие нормы не попадают под реализацию, что вполне естественно, так как они больше не отвечают новым условиям. Еще одна причина, по которой норма не реализуется – это отсутствие ее детализации и порядка ее действия.

Эта проблема решается с помощью издания дополнительных, конкретизирующих актов в крупных законодательных. Данная теория хорошо прослеживается в ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 24.07.

2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»: «Правительству Российской Федерации в течение шести месяцев принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального закона».

Эффективность правового регулирования

Результативность и действенность определенных мер поведения юридического предписания неразрывно связаны с эффективностью правового регулирования. Она является результатом какого-либо действия, степенью достижения поставленной цели. Из этого следует выделить два обстоятельства эффективности правового регулирования – это поставленная цель и достигнутый результат.

Поставленные цели можно разбить на ближайшие цели, промежуточные и конечные, а также на прямые и косвенные. Относительно же достигнутого результата следует подчеркнуть направленность правовых норм. В этом случае правовое регулирование направляется на:

  • закрепление сложившихся отношений в обществе при помощи юридических средств;
  • повышение уровня развития уже существующих отношений;
  • избавление от опасных и социально негативных отношений.

От достижения поставленных целей и будет зависеть эффективность той или иной нормы. Делать какие-либо выводы по этому поводу можно на основании результатов действия юридических норм и поставленных при их издании целей.

Замечание 3

Таким образом, эффективность нормы правового регулирования определяет степень достижения поставленной цели.

От эффективности юридической нормы будет зависеть и ее социальная ценность. С другой стороны она не может гарантировать эффективности в силу определенных причин. Но неэффективность нормы не означает того, что норма не нужна.

Существует большое количество определенных условий, которые говорят об эффективности юридических норм. Из этого числа можно выделить три основных.

Соответствие юридических норм характеру и уровню экономического и социального развития страны

Эффективность нормы в этом случае зависит от правильно расставленных приоритетов. Все внимание законодательства должно быть направлено на развитие отечественного производства и товарооборота. Что касается законодательства РФ, то в данном случае оно не всегда соответствует состоянию экономики.

Совершенное законодательство

Подобное законодательство дает нам адекватную оценку общественным отношениям, а также предлагает самую оптимальную реакцию (как положительную, так и отрицательную) государства на поведение субъектов права.

Совершенное законодательство – это научно обоснованное, непротиворечивое, прогрессивное законодательство. К сожалению, о законодательстве РФ невозможно говорить как о совершенном. Чему свидетельствует его противоречивость и наличие «белых пятен». Существует ряд причин, который на это указывает.

Первой из них является отсутствие четкого представления о путях развития российского общества и плана законотворческих работ. Вторая причина – это лоббирование законопроектов, которые отвечают узко групповым интересам.

К третьей причине можно отнести наличие дублирующих федеральных государственных структур, влияющих на правотворчество (Правительство РФ и Администрация Президента РФ) и др.

Слишком завышенные обязанности либо санкции, не соответствующие содеянному, так же считаются малоэффективными нормами. Следует заметить, что и законодательство, занижающее ответственность правонарушения, будет неэффективным.

Пример 1

За пример в этой ситуации можно взять налоговое законодательство РФ. Его несовершенство толкает субъектов правоотношений на сокрытие доходов, тогда как должно быть направлено на развитие производства.

Высокий уровень правовой культуры

Смысл правовой культуры заключается в знание права и в выполнение требований юридических норм. В этом случае необходимо не только знание правовых предписаний, но и обязательное их выполнение. Эффективность правового регулирования напрямую зависит от уровня развития правовой культуры – чем выше уровень, тем надежнее выполнение правовых предписаний.

В настоящем российском государстве, к сожалению, процветает правовой нигилизм. Большой процент общества отрицательно относится как к праву, так и к выполнению его требований.

Но не только вышеперечисленное оказывает влияние на эффективность правового регулирования, так же есть многие другие факторы. К ним относится и состояние нравственности в обществе, и качественная работа правоохранительных органов и многое другое. Таким образом, для того чтобы правовое регулирование общественных отношений было эффективным, необходима совокупность всех условий.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/effektivnost-pravovogo-regulirovanija/

На чем основано правовое регулирование общественных отношений. Правовое регулирование общественных отношений и его эффективность. Типы правового регулирования

На чем основано правовое регулирование общественных отношений. Правовое регулирование общественных отношений и его эффективность. Типы правового регулирования

Правовое регулирование

Не следует путать с Социальным регулированием.

Правово́е регули́рование – процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов , которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.

Особенность правового регулирования как отдельного вида социального регулирования заключается в том, что воздействие на поведение людей и общественные отношения осуществляется исключительно при помощи специальных правовых средств и методов.

Отсюда использование любых других средств правового характера, специально для этого не предназначенных, правовым регулированием не считаются, они относятся к более широкому понятию – правовое воздействие.

Поэтому какое-либо воздействие на поведение людей через средства массовой информации , путём пропаганды или агитации , в том числе нравственного или правового воспитания и обучения не являются правовым регулированием, ввиду того, что не представляют из себя специально направленную юридическую деятельность по упорядочиванию общественных отношений .

Правовое регулирование следует отличать от правового воздействия. Под ним понимается весь процесс влияния права на социальную жизнь общества. Предмет правового воздействия намного шире предмета правового регулирования, который содержательно входит в него.

Помимо собственно правового регулирования правовым воздействием также охватываются экономические , политические и социальные отношения , которые правовом напрямую не регулируются, но на которые оно так или иначе оказывает влияние (информационно-правовое и воспитательно-правовое воздействие).

Предмет и пределы регулирования

Предмет правового регулирования – это совокупность общественных отношений, на которые направлено воздействие правовых средств и методов.

Предмет существует как у каждого отдельно взятого правого средства (норма права , отрасль права , правоприменительный акт), так и в целом предмет представляет собой совокупность всех общественных отношений, на которые целенаправленно воздействует право.

Посредством права невозможно урегулировать абсолютно все общественные отношения, поэтому должна быть достаточно точно определена сфера их регулирования.

В сферу правового регулирования должны входить все те отношения, которые уже урегулированы правом – они составляют собственно предмет, а также те, которые только нуждаются в таком регулировании.

Нельзя допускать, чтобы сфера правового регулирования была слишком сужена либо чересчур расширена. В случаях, когда роль права при регулировании общественных отношений занижена или незначительна, может возникнуть ситуация хаоса и произвола в обществе, грозящее серьёзным нарушением правопорядка.

И наоборот, в случаях, когда при помощи права пытаются урегулировать практически все общественные отношения, которые даже не нуждаются в этом, возникает ситуация тотального контроля государства за всей социальной жизнью общества и, как следствие, произвола уже со стороны самого государства .

В сферу правого регулирования принято включать три группы общественных отношений :

  • отношения людей по обмену материальными либо нематериальными ценностями (экономические отношения);
  • отношения по властному управлению (политические отношения);
  • отношения по обеспечению правопорядка (обеспечивают функционирование первых двух групп).

Также в теории выделяются пределы правового регулирования, которые являются условными границами вмешательства в общественные отношения при помощи правовых средств. За их рамками общественные отношения не подлежат и не нуждаются в правовом регулировании.

Пределы правового регулирования подразделяются на:

  • Объективные – зависят от природных, технических, социальных и иных факторов, которые делают невозможным воздействия права на те либо иные общественные отношения (отсутствие технической возможности, финансово-материальных средств и др.);
  • Субъективные – всегда зависят от воли законодателя , не желающего по тем или иным причинам регулировать определённые общественные отношения.

Способы

Способы правового регулирования представляют из себя основные пути регулирующего воздействия права на общественные отношения, характеризующиеся следующими предписаниями, зафиксированными в норме права:

  • Дозволение – предоставление управомоченному лицу возможности совершать определённые действия, при этом такое лицо по своему усмотрению может уклониться от их совершения или не воспользоваться ими вообще (например, собственник вещи вправе владеть, пользоваться и распоряжаться ею; граждане вправе избирать и быть избранными в органы власти).
  • Позитивное обязывание – обязанность какого-либо лица совершить определённое действие, при этом он не имеет возможности уклониться от такого совершения или проигнорировать его (например, обязательства по уплате налогов , по исполнению договора; воинский долг).
  • Запрет (негативное обязывание) – обязанность какого-либо лица воздержаться от совершения определённых действий под угрозой, в случае неисполнения такого требования, применения различного рода санкций (например, при совершении преступлений или административных правонарушений).

Методы

Методы образуют совокупность способов, приёмов и средств, используемые в процессе правового регулирования, и свойственные какому-либо институту, отрасли права или иному элементу системы права .

  • Императивный (субординации) – воздействие на общественные отношения, когда субъекту предписывается строго заданный вариант поведения и он не имеет возможности уклониться от его осуществления под угрозой применения мер принуждения. Присуще отраслям публичного права , где имеют место отношения власти и подчинения.
  • Диспозитивный (координации) – при регулировании отношений между субъектами предусматриваются лишь общие рамки возможного поведения, при этом внутри них субъекты вправе самостоятельно предусмотреть иной вариант поведения по своему усмотрению, в том случае, если таким правом они не воспользовались, их отношения будут регулироваться согласно общим предписаниям. Классический метод всех отраслей частного права , основанных на равенстве сторон .
  • Поощрительный – субъекту предписывается определённый вариант поведения, при этом за качественно совершённое исполнение предполагается мера дополнительного благоприятного воздействия (поощрение).
  • Рекомендательный – субъекту определяется возможный вариант поведения, но он не обязан его придерживаться и может свободно уклониться от исполнения.

Типы

Классические типы правового регулирования

Типы сочетают в себе способы правового регулирования в зависимости от их целевой направленности и свойственны определённой совокупности отраслей права.

  • Общедозволительный – субъекту предоставляется возможность выбирать любой вариант поведения, кроме тех, что прямо и строго сформулированы в виде запретов. Такие запреты очень точно определены, а круг дозволенного не ограничен. Правовая формула выглядит следующим образом: «разрешено всё то, что прямо не запрещено». Таким путём регулируется, как правило, правовой статус личности ; осуществление гражданского и предпринимательского оборота .
  • Разрешительный – субъект вправе осуществлять только тот вариант поведения, который ему прямо разрешён, всё остальное считается запрещённым и требует специального разрешения. Правовая формула выглядит следующим образом: «запрещено всё то, что прямо не разрешено». Таким образом регулируются практически все отношения в сфере публичного права, подобная схема также может иметь место и при регулировании отношений в сфере частного права, например, осуществление отдельных видов деятельности, на которые требуется разрешение (лицензия).

Некоторые исследователи полагают, что существует необходимость выделения ещё одного типа регулирования – Дозволительно-обязывающего . Он предоставляет субъекту тот объём прав, который необходим для исполнения его обязанностей.

Здесь достаточно точно определены права и обязанности субъекта, а всё то, что находится за их пределами изымается из сферы регулирования. Правовая формула выглядит следующим образом: «дозволено только то, что предписано законом».

Таким образом регулируется правовой статус государства и государственных органов , их предметы ведения и полномочия.

Классификация

В зависимости от средств правового регулирования:

  • Нормативное – регулирование осуществляется посредством норм позитивного права и распространяется на неограниченный круг лиц. Является первичным, который определяет общие правила для всех общественных отношений определённого вида, а не для единичного случая.
  • Индивидуальное (казуальное) – регулирование осуществляется с помощью индивидуальных правовых средств (правомерные односторонние действия, договоры , правоприменительные акты : административные и судебные решения). Распространяется на индивидуально-определённый (поименованный) круг лиц, вытекает из нормативного регулирования и конкретизирует его.
    • Координационное (саморегулирование) – регулирование осуществляется непосредственно участниками общественных отношений без участия в них государства (заключение договоров, осуществление правомерных действий).
    • Субординационное – регулирование конкретных общественных отношений, в которых участвует государство в лице своих компетентных органов (принятие административных и судебных решений).

В зависимости от субъекта, осуществляющего правовое регулирование:

  • Государственное – осуществляется государственными органами и их должностными лицами с применением исключительно правовых норм.
  • Негосударственное – осуществляется общественными организациями , коллективами или индивидуальными участниками общественных отношений с применением как норм права, так и индивидуальных правовых средств.

В зависимости от степени централизации:

  • Централизованное – единообразное регулирование общественных отношений на всей территории страны.
  • Децентрализованное – регулирование осуществляется из различных центров и уровней в пределах страны (например в федеративном государстве).

В зависимости от сферы действия права:

  • Общее – распространяется абсолютно на всех субъектов.
  • Ведомственное – распространено только кв какой-либо сфере государственного управления.
  • Местное – распространено на уровне административно-территориальных или муниципальных образований .
  • Локальное – распространено внутри корпоративных сообществ и организаций.

Стадии

Вторая стадия (юридический факт + правоотношение) – происходит индивидуализация и конкретизация нормативных предписаний после наступления юридических фактов , то есть воплощение нормы права применительно к конкретному общественному отношению, где она начинает работать. На этой стадии правовыми средствами являются субъективные права и юридические обязанности.

Третья стадия (реализация права) – правовые предписания воплощаются в жизнь и имеют конкретный правовой результат, в том числе посредством правообеспечительной и правоохранительной функций. Правовыми средствами здесь являются акты использования права, исполнения обязанности или соблюдения запрета.

Четвёртая стадия (правоприменение) – деятельность компетентных органов, связанная с индивидуализацией предписаний нормы права и оформленная в виде акта применения права.

Является факультативной стадией, субъекты прибегают к ней только в случае возникновения такой необходимости, когда реализация правовых предписаний невозможна без вмешательства со стороны компетентных органов (в основном сфере регулятивных и охранительных отношений: регистрация брака, принятие судебного решения). Правовым средством здесь является правоприменительный акт.

Механизм

Механизмом правового регулирования является совокупность специальных юридических средств, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений. Правовые средства выступают в качестве инструментов, используемых в процессе правового регулирования.

Основные правовые средства (являются основными на конкретной стадии правового регулирования):

  • субъективные права и юридические обязанности;
  • акты реализации права;

Вспомогательные правовые средства (состоят в неразрывной связи с основными):

Литература

  • Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова . – М.: ИНФРА М-Норма, 1997. – 570 с. – ISBN 5-86225-404-4
  • Черданцев А.Ф.

Источник: https://www.trosnab.ru/na-chem-osnovano-pravovoe-regulirovanie-obshchestvennyh-otnoshenii-pravovoe/

Методы, способы, типы правового регулирования

На чем основано правовое регулирование общественных отношений. Правовое регулирование общественных отношений и его эффективность. Типы правового регулирования

Правовое регулирование – осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения; это процесс наделения участников общественных отношений правомочиями, обязанностями, ответственностью (дозволениями, запретами, управомочиями), реализации этих правомочий, обязанностей, ответственности, превращения этих участников в субъектов правовых отношений.

Методы правового регулирования

Метод правового регулирования – определенные приемы, способы, средства воздействия права на общественные отношения; это известный набор юридического инструментария, посредством которого государственная власть оказывает необходимое воздействие на волевые общественные отношения в целях придания им желательного развития.

Метод отвечает на вопрос, как право осуществляет свою регулятивную роль, ибо правовые нормы регулируют не только разнохарактерные отношения, но и различным образом. От методов в значительной мере зависит эффективность правового регулирования, достижение выдвигаемых при этом целей.

В общее понятие метода правового регулирования (как собирательной категории) входят следующие компоненты, дающие представление о том, каким образом государство с помощью права воздействует на происходящие социальные процессы:

    • установление границ регулируемых отношений (что зависит от ряда объективных и субъективных факторов – особенности этих отношений, экономические и иные потребности, государственная заинтересованность и др.);
    • издание соответствующих нормативных актов, предусматривающих права и обязанности субъектов, предписания о должном и возможном их поведении;
    • наделение правоспособностью и дееспособностью участников общественных отношений (граждан и юридических лиц), позволяющих им вступать в разнообразные правоотношения;
    • определение мер ответственности (принуждения) на случай нарушения этих установлений.

Виды методов правового регулирования

Наряду с общим существуют конкретные методы правового регулирования, характерные для тех или иных отраслей права и опосредуемых ими отношений, к которым относятся:

    • императивный;
    • диспозитивный;
    • поощрительный;
    • рекомендательный;
    • и другие.

Суть императивного (административно-правового) метода правового регулирования заключается в установлении предписания, дозволения, запрета, в обеспечении государственного принуждения к должному поведению и исполнению правовых предписаний. Одной из сторон в административных отношениях является уполномоченный орган государства. Соответственно стороны находятся в неравных отношениях – между участниками административных правоотношений складываются отношения власти и подчинения.

Диспозитивный (гражданско-правовой) метод правового регулирования основывается на равенстве сторон правоотношения. В гражданско-правовых отношениях их участники выступают обычно как равноправные субъекты, независимые друг от друга.

Посредством заключаемого между ними договора (соглашения) они сами определяют свои права и обязанности, которые, однако, должны соответствовать закону, находиться в его рамках.

Примером такого договора может быть договор между предприятием, на котором образуются отходы производства, и транспортным предприятием по перевозке отходов на объекты их утилизации.

Поощрительный метод свойственен, например, трудовому праву, где действуют премиальные системы.

Рекомендательный метод используется при регулировании общественных отношений между негосударственными организациями (например, в сельском хозяйстве). Государство оказывает на них свое влияние лишь путемразрешений, содействия, рекомендательных актов.

Способы правового регулирования

В процессе правового регулирования используются три способа регулирования:

    1. дозволение,
    2. обязывание,
    3. запрещение.

Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (например, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Дозволения весьма неоднородны. Они могут выражаться в таких формах, как

    • субъективное право,
    • свобода,
    • законный интерес.

Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированности.

Обязывание связано с возложением на лиц необходимости совершить активные указанные в законе либо договоре действия (например, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание как способ правового регулирования ориентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные действия.

Запрещение связано с необходимостью воздержания от конкретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволенные методы расследования). Запрещение есть разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Существует тесная взаимосвязь между обязываниями и запрещениями, которые допускают взаимную определимость. Ведь обязанность выполнить определенное действие эквивалентна запрещению не выполнять его.

Например, обязанность уплатить стоимость вещи по договору купли-продажи эквивалентна запрету приобретения этой вещи бесплатно. Точно так же запрещение определенного действия эквивалентно обязанности несовершению этого действия.

Так, запрещение для судьи вести дело, если он является родственником обвиняемого, эквивалентно обязанности судьи не принимать участия в судопроизводстве по этому делу.

Типы правового регулирования

Тип правового регулирования –  те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволений, либо обязываний с запрещениями.

Выделяют два типа правового регулирования:

    1. общедозволительный;
    2. разрешительный.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формула: дозволено все, кроме того, что прямо запрещено.

Например, субъектам дозволено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач.

Однако подобный тип правового регулирования не применим к деятельности государственных органов, ибо это создало бы возможности для различного рода злоупотреблений.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения поставленных целей.

Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости в высокой и строгой упорядоченности социальных связей, последовательной реализации принципов законности. Он является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения (С.С. Алексеев, А.Ф. Черданцев).

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивидуальном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формулировка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разрешенного.

Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершать только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены.

Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/metodi-sposobi-tipi-pravovogo-regulirovaniya

Адвоката дом
Добавить комментарий