Может ли местное самоуправление. Зачем нужно местное самоуправление? К вопросам местного значения поселения относятся

Органы местного самоуправления — структура и полномочия

Может ли местное самоуправление. Зачем нужно местное самоуправление? К вопросам местного значения поселения относятся

«Органы местного самоуправления – это какие органы?» — задаются вопросом многие граждане.

Из-за специфического названия многие думают, что это стихийно образовавшаяся власть, которая взяла все управление в свои руки без оглядки на государство.

Это не совсем правда: самоуправление подчиняется власти и не является стихийно образованным.

  • Принципы местного самоуправления
  • Структура органов местного самоуправления
  • Какие вопросы решает местное самоуправление
  • Полномочия

Принципы местного самоуправления

Дорогие читатели!

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов,но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать,

как решить именно Вашу проблему — звоните по телефонам:

8 (499) 703-15-47 — Москва
8 (812) 309-50-34 — Санкт-Петербург

или если Вам так удобнее, воспользуйтесь формой онлайн-консультанта!

Все консультации у юристов бесплатны.

В РФ существует 2 категории власти: государственная (общая) и муниципальная, еще она называется местной.

Как уже понятно из названия, МСУ (расшифровывается органы местного самоуправления) – созданная (выбранная) из местных жителей компания, не входящая в систему государственной власти.

Она занимается исключительно вопросами, возникшими на своей земле, а также защитой интересов граждан.

Примите к сведению: МСУ выбираются самими жителями (то есть являются избираемым органом) или назначаются более «высоким муниципальным образованием, например, областным.

К принципам самоуправления относятся:

  1. Самостоятельность в принятии решений местного значения: к примеру, распорядиться всем бюджетом России МСУ не может, но государство не вмешивается в траты местного бюджета.
  2. Обособленность от государственной системы: представители МСУ не «спускаются» сверху и не выбираются всей страной – их выбирает собственное население.
  3. Разнообразие организационных форм: МСУ является юридическим лицом, но не входит в систему госвласти.
  4. Полномочия МСУ соразмерны материальным ресурсам: в небольшом селе полномочия будут значительно ниже, чем в крупном районном центре.

Структура органов местного самоуправления

В структуру МСУ входят:

  1. Представительный орган: представляет интересы жителей конкретной земли и принимает решения от их имени. В его компетенции находится управление практически всеми вопросами.
  2. Контрольный орган: состоит из отдела ревизии и контрольно-счетной палаты, но чаще всего это один человек вообще. Его задачами является контроль за тратой местного бюджета и распоряжение имуществом муниципалитета. Может отсутствовать, если в нем нет надобности.
  3. Местная администрация: осуществляет решение возникающих в конкретном субъекте вопросов, а также вопросов, за которые отвечает согласно принятым законам.
  4. Глава МСУ: должностное лицо, подконтрольное представительному органу.

Стоит отметить: права главы МСУ могут закончиться досрочно: например, из-за смерти или если он сам (или жители) решат, что главе следует уйти.

Фактически оно решает все вопросы. которые возникают на подведомственной ей территории:

    1. Утверждение бюджета, контроль за сбором налогов.

Обратите внимание: поднимать налоги по своей прихоти МСУ не имеет право – только по закону РФ.

  1. Эксплуатация муниципальных жилья и иной недвижимости, например, предприятий, предоставление нуждающимся неприватизированных квартир. МСУ может создавать их, переоборудовать, закрывать, контролировать цены на производимые товары.
  2. Контроль за образованием, транспортом, застройками, выполнением ЖКУ и сетей (подачей воды и тепла, канализацией, газоснабжением).
  3. Контроль за материальным обеспечением деятельности всех органов МСУ и за их исполнением своих полномочий.
  4. Проведение межмуниципального сотрудничества с другими образованиями для повышения уровня жизни;

Иными словами, органы местного самоуправления полностью контролируют все происходящее на подведомственной территории, определяют наилучшее решение возникающих вопросов и должны отвечать перед жителями за исполнение и защиту их интересов.

Полномочия

Речь идет о правах и обязанностям органов МСУ, связанных с реализацией стоящих перед ними задач.

Они распространяются на всей подведомственной земле и закрепляются в законодательстве Российской Федерации и правовых актах, относящихся к конкретной территории.

Важно знать: полномочия реализовываются через выборные органы или самими жителями по их собственной воле (например, если жители решат сами открыть музей или библиотеку).

Все полномочия делятся на несколько общих групп: экономическую, культурную, образовательную, жилищную, надзорную и другие. Полный список приведен в прошлом пункте.

Органы местного самоуправления (ОМСУ) – популярный вариант управления в небольших населенных пунктах. Жители могут самостоятельно выбрать людей, которые будут решать все возникающие в местном пункте вопросы. При этом их решения должны соответствовать интересам жителей.

Смотрите видео, в котором специалист подробно разъясняет функции местного самоуправления:

Внимание!

В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует – напишите вопрос в форме ниже:

Источник: https://sovetnik.guru/grazhdanskoe-pravo/organy-mestnogo-samoupravleniya.html

Что такое местное самоуправление?

Может ли местное самоуправление. Зачем нужно местное самоуправление? К вопросам местного значения поселения относятся

Муниципальные выборы, равно как и выборы на федеральном уровне, осуществляются на основе общих принципов избирательного права России. К числу таких принципов относятся: всеобщее избирательное право, равное избирательное право, прямые выборы, тайное ание.

Право заявить о своем выборе (избирательное право) не может быть ограничено в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» № 55-ФЗ от 30.03.99 года).

1. Что же такое местное самоуправление и какие вопросы относятся к вопросам местного значения?

Местное самоуправление в Российской Федерации — признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

В круг вопросов местного значения входят те, что затрагивают проблемы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования. Иными словами, круг дел, решение которых способствует установлению на территории данного муниципального образования условий для нормальной жизни жителей.

Проблемы, с которыми Вы сталкиваетесь каждый день: незапланированное отключение горячей и холодной воды, незакрытый люк перед подъездом дома, отсутствие детской площадки, трещина в стене дома, горы мусора на улице — все эти и многие другие каждодневные вопросы решаются на уровне местного самоуправления.

Обычно, перечень вопросов местного значения приводится в Уставе муниципального образования.

Полномочия местного самоуправления включают вопросы, не отнесенные к компетенции государственных органов. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Это означает, что по предметам своего ведения органы местного самоуправления уполномочены принимать решения самостоятельно без оглядки на губернатора (главы субъекта РФ).

2. Что такое муниципальное образование?

В состав Российской Федерации входят субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения — Москва и Санкт-Петербург, автономная область и автономные округа. Местное самоуправление осуществляется на территории отдельного поселения городского, сельского несколько поселений, объединенных общей территорией, части поселения.

Таким образом, вертикаль власти в России включает в себя три ступени: федеральную, субъекта РФ и местную. Однако надо учитывать, что на уровне федерации и субъекта РФ осуществляется власть государственная, а на уровне муниципального образования — местная. Здесь есть принципиальное различие.

Обязательным атрибутами муниципального образования являются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

3. Что такое Устав муниципального образования? Где можно ознакомиться с текстом Устава?

Устав — это местная Конституция, важнейшее условие создания и функционирования муниципального образования. Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. А принимают его представительные органы местного самоуправления или население непосредственно.

С Уставом муниципального образования можно ознакомиться в представительном органе местного самоуправления, а также на его официальном сайте в Интернете.

4. Что такое органы местного самоуправления?

Органы местного самоуправления — выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения (см. п. 1) Они не входят в систему органов государственной власти.

Представительный орган местного самоуправления — выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

5. Для чего дано право на местное самоуправление и как его можно реализовать?

Конституцией РФ в статьей 3 установлено, что единственным источников власти является многонациональный народ России.

Эту власть народ может осуществлять непосредственно, либо через органы государственной власти или органы местного самоуправления.

То есть, если народ наделен властными полномочиями, то их непременно нужно реализовывать, если, конечно, народ заинтересован в том, чтобы его права неукоснительно соблюдались на всех уровнях.

В законодательстве Российской Федерации выделяются два способа реализации права граждан на местное самоуправление.

Первый — охватывает формы прямого волеизъявления, к которым относятся:— участие в выборах органов местного самоуправления и должностных лиц — главы администрации, мэра;— участие граждан в местных референдумах;— участие граждан в собраниях (сходах) граждан;— обращение граждан в органы местного самоуправления;— самоорганизация граждан путем использования форм территориального общественного самоуправления;— иные формы, предусмотренные законами Калининградской области (народная правотворческая инициатива, митинги, опросы граждан и др.).

Второй способ реализации права граждан на местное самоуправление — это опосредованное участие — через выборные и иные органы местного самоуправления.

Эти органы обязаны учитывать общественное мнение, обобщать предложения и жалобы граждан, давать ответы на обращения граждан, проводить встречи с общественностью, выступать с отчетами.

Если органы местного самоуправления игнорируют эти обязанности, то может быть поставлен вопрос об утрате доверия депутатам, главе администрации (мэру), об отзыве, об административной, дисциплинарной ответственности.

6. Зачем нужны представительные органы местного самоуправления, и что они делают?

Если не вдаваться в юридические подробности, то предназначение представительного органа можно охарактеризовать таким образом: он реализует законодательную инициативу и принимает решения по важным для каждого жителя поселения вопросам местного значения.

Решения этого органа обязательны для исполнения на территории всего муниципального образования. Более того, представительный орган осуществляет контроль за деятельностью иных органов и должностных лиц местного самоуправления.

Именно представительный орган утверждает местный бюджет, устанавливает местные налоги и сборы, а также льготы по ним.

7. Кто такой глава муниципального образования?

Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования. Наименование и компетенция глав муниципальных образований устанавливаются уставами.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом местного самоуправления, он возглавляет местный исполнительный орган и осуществляет контроль за реализацией принятых представительным органом решений.

8. Какие вопросы решает глава местного самоуправления?

Глава муниципального образования наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.

Глава оказывает содействие представительному органу, предоставляет информационную помощь депутатам местного представительного органа. Более того, глава наделен законодательной инициативой. Он подписывает решения представительного органа.

Глава осуществляет разработку программ и планов развития города или района, а также проектов местного бюджета.

Он также осуществляет представительские функции в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления других муниципальных образований, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе и зарубежными.

Надо отметить, что должность главы муниципального образования — одна из ключевых в системе местного самоуправления. В период реформы местного самоуправления необходим авторитетный выборный руководитель, который мог бы объединить и возглавить деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

9. Можете ли Вы контролировать работу представительного и исполнительного органов местного самоуправления?

В соответствии с законодательством, органы местного самоуправления подотчетны населению муниципального образования.

Население наделяется правом отозвать депутата представительного органа или выразить недоверие главе образования.

Эти процедуры регулируются законами области об отзыве депутатов представительного органа и главы муниципального образования. В этих случаях полномочия депутата и главы прекращаются досрочно.

Демократия.Ру

Page 3

Источник: http://xn----8sbhgwebpfldbvdp1a.xn--p1ai/?p=1014

Какие вопросы решает местное самоуправление: права и полномочия органов

Может ли местное самоуправление. Зачем нужно местное самоуправление? К вопросам местного значения поселения относятся

> Государство и право > Какие вопросы решает местное самоуправление и его полномочия

О том, что есть некие органы местного самоуправления знает каждый россиянин. А вот что они представляют собой, для чего нужны и какими полномочиями наделены — вот с пояснением этих вопросов уже могут возникнуть затруднения. В нашей статье мы поможем читателям разобраться с тем, что же такое органы местного самоуправления в Российской Федерации.

  • Организация социальной активности граждан
  • Основы деятельности
  • Сфера полномочий
  • Права органов
  • Структура МСУ
  • Орган контроля
  • Местная администрация
  • Глава МСУ
  • Представительный орган

Организация социальной активности граждан

В России две разновидности власти:

  • Государственная (общая, политическая власть);
  • Муниципальная (местная).

Согласно определению МСУ (расшифровка — местное самоуправление) — организация социальной активности граждан, которая делает возможным участие населения в самостоятельном решении вопросов местного значения:

  • Обеспечение публичных интересов;
  • Управление муниципальной собственностью;
  • Развитие экономики и культурной сферы муниципалитета.

: политические предпочтения — что это такое и какими они бывают?

Осуществляется оно (МСУ) в муниципальных образованиях:

  • В городе (части города);
  • В селе (в нескольких селах, у которых общий район) и т. д.

Из этого видно, что государственная власть осуществляет управление «сверху», а вот предоставление возможности населению самому управлять своими делами, а также решать некоторые региональные вопросы обеспечивают органы местного самоуправления.

Примерами МСУ будут: муниципальный совет, муниципальная администрация и т. п.

: когда была принята Конституция Российской Федерации?

Основы деятельности

Рассмотрим основы деятельности МСУ:

  • Самостоятельность в осуществлении решений по задачам местного уровня: влиять на распределение государственных бюджетных средств МСУ, к примеру, не имеют возможности, зато распределение средств из бюджета города полностью находится под их контролем;
  • МСУ отделены от государственной системы: руководителей МСУ не назначают высшие органы власти, а их выбирают на местах люди, проживающие в этом населенном пункте;
  • В систему власти МСУ не входит, но является юридическим лицом;
  • Полномочия, которыми наделяются МСУ будут соразмерны получаемым материальным ресурсам: в маленьком сельском поселении полномочия МСУ будут меньше, чем в крупном городе.

Сфера полномочий

Кратко представим описание того, какие вопросы решает местное самоуправление:

  • Организация и содержание школ, детских садов, поликлиник, некоторых учебных заведений, контроль за соблюдением общественного правопорядка;
  • Задачи по содержанию и использованию муниципальной собственности (жилой и нежилой фонд);
  • дорог;
  • Задачи по благоустройству муниципалитета;
  • Обслуживание коммунальных сетей (водопровод, электричество, газоснабжение и пр.);
  • Проведение сотрудничества с другими муниципальными объединениями с целью повышения уровня жизни населения;
  • Прочие задачи.

У муниципального самоуправления имеется и собственность:

  • Объекты жилой и нежилой недвижимости (неприватизированная недвижимость);
  • Земля;
  • Помещения муниципальных образовательных учреждений;
  • Помещения объектов здравоохранения;
  • Муниципальные торговые помещения;
  • Помещения культурных образований;
  • Помещения местной промышленности и пр.

Чтобы обеспечивать содержания всей этой собственности нужны финансы. Для этого муниципалитетом составляется свой бюджет. Доход в него приносят:

  • Местные налоги (транспортный сбор, дорожный налог, коммунальные платежи), сборы, отчисления и штрафы;
  • Отчисления с доходов муниципальных промышленных предприятий, торговых фирм, предприятий сферы услуг;
  • Дотации;
  • Финансовые поступления от приватизации имущества или от сдачи его в наем.

Права органов

Органы МСУ имеют право:

  • Назначать выплату пенсий и пособий, принятых государством (отдел социального обеспечения);
  • Заниматься вопросами усыновления, установления опекунства, лишения родительских прав (отдел образования, отдел попечительства и опеки);
  • Принимать участие в создании муниципальной милиции — органа, который будет следить за сохранностью правопорядка;
  • Принимать местные нормативные акты;
  • Управлять муниципальной собственностью (принимать решения о приватизации недвижимости, передавать в хозяйственное ведение, продавать имуществом и сдавать его в наем и т. п. );
  • Определять регламент пользования муниципальными объектами, водоемами, лесами;
  • Контролировать работу предприятий;
  • Осуществлять контроль за наполнением муниципальной казны и ее расходами.

Структура МСУ

В нее включены:

  • Орган контроля;
  • Местная администрация;
  • Представительный орган.
  • Глава МСУ.

Орган контроля

Он занимается осуществлением надзора за расходами и имуществом муниципального самоуправления. Если в нем нет необходимости, то данные функции могут быть упразднены.

Обычно контрольный орган представлен отделом ревизии и контрольно-счетной палатой. Подчиняется уставу, а формируется на выборах. Либо же по указу представительного органа.

В ряде случаев обязанности по надзору осуществляет один человек.

Местная администрация

В ее задачи входит решение вопросов, возникающих в определенном муниципальном субъекте. Кроме этого, на местной администрации лежит обязанность по контролю за выполнением принятых законов.

Структура администрации утверждается представительным органом. В нее могут входить территориальные и отраслевые органы.

Глава МСУ

Это должностное лицо, подчиняющееся представительному органу. Согласно принятому уставу он наделяется определёнными полномочиями для решения ряда задач. Контроль за выполнением деятельности осуществляет представительный орган МСУ и население.

Прекращение деятельности полномочий главы предусмотрено Законом. Варианты досрочного прекращения:

  • Отставка по собственному желанию;
  • Отзыв избирателями;
  • Отказ от должности и т. д.

Представительный орган

Представительный орган местного самоуправления представляет собой выборный инструмент предъявления волеизъявления народа. Состоит он из депутатов, которых выбирает народ при помощи тайного ания. Количество депутатов определяется уставом.

Наделен полномочиями принимать решения от имени жителей населенного пункта. Кроме того, в его обязанности входит представление интересов муниципального образования и его жителей. Можно сказать, что именно этот орган реализовывает управление почти всеми вопросами.

Все решения депутаты принимают в коллегиальном порядке.

В полномочия представительного органа включено:

  • Утверждение устава муниципалитета и внесение в него изменений;
  • Принятие бюджета (местного), контроль за отчетностью по его исполнению, а также установление ставки местных налогов и сборов;
  • Признание программ развития и планов по их осуществлению, контроль за выполнением этих программ;
  • Принятие решений по установлению регламента управления муниципальной собственностью (землей, объектами недвижимости);
  • Контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией муниципальных организаций. Установление тарифов на услуги местных предприятий;
  • Межмуниципальное сотрудничество;
  • Контроль за исполнением МСУ и должностными лицами решений по местным вопросам;
  • Определение регламента обеспечения деятельности МСУ.

Получается, что органы МСУ выступают в качестве посредника между населением и государством. Основной их задачей является обеспечение создания благоприятных условий для проживания людей. Но, одновременно с этим, МСУ несут ответственность за свои действия и, в первую очередь, перед населением.

Отзывы и комментарии

Источник: https://obrazovanie.guru/gosudarstvo-i-pravo/kakie-voprosy-reshaet-mestnoe-samoupravlenie-i-ego-polnomochiya.html

Какие вопросы решает местное самоуправление в Российской Федерации? Что такое местное самоуправление?

Может ли местное самоуправление. Зачем нужно местное самоуправление? К вопросам местного значения поселения относятся

Внутренняя политика в РФ реализуется на двух уровнях. Ее осуществляют органы государственного и местного самоуправления. На втором уровне формируются исполнительные структуры муниципального значения.

Государственное и местное самоуправление отличаются кругом полномочий, сферами их распространения. Муниципалитеты формируют самостоятельное направление реализации внутренней политики РФ. Они независимы от федеральных структур и неподотчетны им.

Рассмотрим далее общие принципы организации местного самоуправления.

Основные сведения

Местная власть и самоуправление выступают в качестве одной из форм выражения волеизъявления населения страны. Оно реализуется на уровне МО – в сельских и городских поселениях, городах или их отдельных районах.

Местное самоуправление решает вопросы, касающиеся жизни МО. Причем ключевую роль в этом играют граждане, проживающие в пределах конкретного муниципалитета.

Волеизъявление населения выражается на выборах, референдумах, собраниях, публичных слушаниях и пр.

Какие вопросы решает местное самоуправление?

Конституцией, федеральными, региональными законами, а также Уставами МО определен круг проблем, отнесенных к ведению территориальных структур.

Говоря о том, какие вопросы решает местное самоуправлением, следует в первую очередь отметить, что в функции административно-территориальных единиц входят распоряжение, владение и пользование их собственностью. Соответственно, в полномочия территориальных структур входит реализация мероприятий по содержанию и эксплуатации нежилого и жилищного фондов.

Они определяют перечень объектов, отнесенных к той или другой категории, категории граждан, которые могут получить их в аренду, пользование или собственность. Муниципальные органы местного самоуправления устанавливают порядок предоставления объектов, а также правила их эксплуатации.

При этом нормативные предписания должны соответствовать федеральным законам. В качестве ключевых объектов собственности выступают земля, жилые здания, образовательные, культурные учреждения, предприятия здравоохранения, торговли, промышленности и бытового обслуживания.

Говоря о том, какие вопросы решает местное самоуправлением, необходимо отметить важнейшую обслуживающую функцию уполномоченных структур. В их обязанности входит обеспечение надлежащего состояния коммуникационных сетей. В частности, речь об электро-, газо-, водо-, теплоснабжении, водоотведении и канализации.

Кроме этого, в задачи структур входят дорожное строительство и содержание трасс, связывающих разные населенные пункты в границах конкретного МО. Нельзя не упомянуть и о том, какие вопросы решает местное самоуправление в сфере благоустройства территории.

В задачи структур входят озеленение улиц, содержание садово-паркового хозяйства.

Финансовый контроль

Далеко не многие знают, какие вопросы решает местное самоуправление в сфере бюджетного обеспечения. Между тем для надлежащей реализации своих полномочий каждое МО должно иметь на это необходимые средства. В качестве источников доходов выступают:

  1. Сборы и налоги, штрафы, часть государственных отчислений, предусмотренных в ФЗ и Уставе.
  2. Поступления от приватизации либо сдачи в аренду имущества.
  3. Отчисления с прибыли промышленных, обслуживающих, торговых и прочих предприятий.
  4. Дотации.

Общая организация местного самоуправления

Структура системы определена в законодательстве формально. В соответствии с ФЗ, местное самоуправление в Российской Федерации состоит из выборных (избираемых непосредственно гражданами) либо образуемых представительным институтом МО структур.

Они наделяются собственными полномочиями. Эти территориальные структуры не входят в систему государственных органов. Для них определяется конкретный перечень направлений работы. Местное самоуправление реализуется на территории всей страны.

Границы МО изменяются и устанавливаются по законодательству субъектов РФ.

Выше мы рассмотрели, какие вопросы решает местное самоуправление в целом. Однако в его структуре образуются службы, учреждения и предприятия, которые наделяются полномочиями в конкретных сферах.

Органы территориального самоуправления представляют собой уполномоченные институты МО, образованные для реализации административных функций в пределах его границ в целях развития экономики, социально-культурной сферы, обеспечения интересов населения. Среди основных структур следует выделить:

  1. Представительные институты.
  2. Главу администрации.
  3. Контрольный орган.
  4. Администрацию МО.
  5. Прочие органы, создание которых предусматривается в уставе населенного пункта для решения вопросов местного значения.

Обязательным считается наличие выборных структур и администрации. Последняя выступает в качестве исполнительно-распорядительного института.

Правила создания, круг и срок полномочий, подконтрольность и подотчетность местных органов определяются в Уставе МО.

Наименования территориальной администрации и ее главы, представительной структуры устанавливаются региональным законодательством. При этом учитываются культурно-исторические традиции населенного пункта.

Представительная структура

Местное самоуправление включает в себя выборный институт, наделенный правом представлять интересы граждан и принимать от их имени постановления и прочие нормативные акты, действие которых распространяется на всю территорию МО.

Представительная структура включает в себя депутатов. Они выбираются гражданами, проживающими на территории МО по принципу всеобщего, прямого, равного, тайного ания.

Структура считается сформированной при избрании не меньше 2/3 от установленного в Уставе общего числа депутатов.

Направления деятельности

В лице представительных структур местное самоуправление решает проблемы, касающиеся:

  1. Принятия Устава МО, внесения в него дополнений/изменений.
  2. Утверждения бюджета и отчетности по его исполнению.
  3. Установления, изменения и отмены сборов и налогов на территории МО.
  4. Принятия программ и планов развития населенного пункта, утверждения отчетов по их реализации.
  5. Определения порядка распоряжения и управления имуществом, составляющим собственность МО.
  6. Контроля реализации территориальными структурами и их должностными лицами своих полномочий.
  7. Порядка принятия решений, связанных с созданием, ликвидацией учреждений и предприятий МО, а также установления тарифов на их услуги.
  8. Определения правил материально-технического обеспечения работы уполномоченных структур.
  9. Участия МО в организациях межмуниципального взаимодействия.

Прочие полномочия представительных структур устанавливаются ФЗ, а также региональными законами и Уставами.

Глава МО

Это высшее должностное лицо муниципалитета. Глава МО наделяется полномочиями Уставом и является подконтрольным населению и представительной структуре.

К его ведению относятся проблемы территориального значения, утверждение приказов о назначении служащих в администрацию.

В законодательстве предусматривается порядок досрочного прекращения полномочий главы в случае отставки по личному желанию, отзыва избирателями и в ряде иных ситуаций.

Администрация

Местное самоуправление в Российской Федерации может осуществлять отдельные гос. полномочия. Они определяются ФЗ и региональными нормативными актами. Эти полномочия передаются в первую очередь администрации МО.

В качестве руководителя может выступать непосредственный глава муниципалитета либо лицо, назначаемое на эту должность по контракту. Он, в свою очередь, заключается по результатам конкурса. Срок полномочий руководителя определяется в Уставе.

Структура администрации утверждается представительным территориальным органом. В нее могут входить функциональные (отраслевые) и прочие отделы.

Права территориальных структур

Вопросы, решаемые органами местного самоуправления, зачастую не терпят отлагательств. В этой связи у уполномоченных структур должны быть соответствующие полномочия, позволяющие устранить те или иные проблемы в кратчайшие сроки. Российское местное самоуправление наделяется рядом прав, которые передаются:

  1. Отделу соцобеспечения. Он вправе назначать пособия и пенсии.
  2. Отделу образования. Он действует в качестве органа попечительства и опеки и представляет главе МО предложения по усыновлению, поддерживает в судебных инстанциях требования о лишении родителей их прав.

В качестве важнейшего направления реализации функций выступает издание обязательных для исполнения нормативных актов. К ним, в частности, относят постановления и решения, содержащие правила поведения граждан и должностных лиц на территории МО. За невыполнение либо нарушение предписаний предусматривается ответственность.

В полномочия местного самоуправления входят:

  1. Управление казной МО – единым нераспределенным денежным фондом.
  2. Определение порядка пользования лесов, водных объектов и земельных участков.
  3. Контроль деятельности муниципальных предприятий.

Уполномоченные структуры вправе:

  1. Передавать обществам либо отдельным лицам имущество в хозяйственное ведение. В этом случае в качестве собственника остается муниципалитет, а экономический субъект осуществляет свою деятельность с использованием предоставленных материальных ценностей.
  2. Сдавать в аренду имущество.
  3. Приватизировать объекты. Правила и условия осуществления процедуры определяются населением.

Дополнительно

Правовая основа функционирования местных органов устанавливается Конституцией в ст. 130-133 и 12, ФЗ, региональном законодательстве. В Уставах МО могут предусматриваться различные должности, в том числе главы администрации и представительных структур.

Руководитель муниципалитета может избираться населением, проживающим непосредственно на его территории. Глава МО может также выдвигаться представительным органом из состава своих членов. Избранный населением руководитель вправе председательствовать на заседаниях законодательной структуры, если это предусматривается в Уставе.

Продолжительность полномочий главы и выборных лиц представительного органа не может составлять менее двух лет.

Ответственность

Территориальные структуры подконтрольны в первую очередь населению. Они также несут ответственность перед государством в порядке, установленном в законодательстве.

Она наступает по решению соответствующей судебной инстанции при нарушении уполномоченной структурой положений Конституции, ФЗ, региональных нормативных актов или Устава МО. Должностные лица привлекаются к ответственности и в случае неисполнения ими либо ненадлежащего исполнения отдельных гос.

полномочий. Глава региона вправе издать нормативный акт о снятии с поста главы МО в порядке, определенном законодательством. Это допускается при выявлении нарушений в работе должностного лица по результатам проверки. Период, в который он утверждается, не может быть меньше 1 мес.

с даты вступления в действие последнего судебного решения, выступающего в качестве основания для его принятия. Надзор за исполнением положений Конституции и законодательных актов территориальными структурами и их служащими осуществляется прокуратурой и прочими уполномоченными федеральными органами.

В нормах предусматривается возможность обжалования действий/бездействий, постановлений и иных юридических документов, изданных территориальными структурами.

Заключение

Местное самоуправление выступает в качестве связующего звена между населением и государством.

Ключевой задачей территориальных структур выступает обеспечение благоприятных условий для населения, проживающего на территории МО.

Для ее реализации местные органы наделяются соответствующими полномочиями. Вместе с этим территориальные структуры несут ответственность в первую очередь перед гражданами.

Источник: https://FB.ru/article/263012/kakie-voprosyi-reshaet-mestnoe-samoupravlenie-v-rossiyskoy-federatsii-chto-takoe-mestnoe-samoupravlenie

Мы сами власть! Зачем нужно местное самоуправление?

Может ли местное самоуправление. Зачем нужно местное самоуправление? К вопросам местного значения поселения относятся

Людям надоело терпеть грязь на улицах, отсутствие воды и нормальных дорог. О первом опыте местного самоуправления, о трудностях, с которыми «самоуправленцам» пришлось столкнуться, рассказал Александр Гладышев, председатель Местного образования «Ржавец-Весёлое».

В свои руки

Екатерина Деревяшкина, АиФ: Александр Михайлович, липчане жалуются, что власть их не слышит. Она отгородилась от народа кабинетами, помощниками, секретарями, не желая знать о проблемах простых людей. Но вы своим примером доказали, что с «тугоухостью» чиновников можно бороться…

Досье

Александр ГЛАДЫШЕВ. Родился в 1953 г. в Вологодской области. Затем переехал в Липецк. Окончил Институт стали и сплавов. 21 год занимался грибоводством. Последние несколько лет занимается возрождением села и общественной деятельностью.

Александр Гладышев: Не бороться, а сотрудничать. Борьба ни к чему не приведёт: каждый будет тянуть одеяло на себя.

Когда мы организовали местное самоуправление, то сразу обозначили главе сельсовета свою позицию: мы будем вам помогать, но и от вас ждём того же.

Знаете, какая главная проблема в селе? Не свалки и даже не дороги — это всё второстепенное, а первостепенное — это то, что с людьми не считаются. Так и живут какие-нибудь три старушки в захудалой деревеньке — никому до них нет дела.

— И как заставить власть с ними считаться?

— Очень просто.

Если те же бабушки соберутся вместе и объявят, что они приступают к осуществлению местного самоуправления с тем, чтобы решать вопросы местного значения, а потом примут решение, например, расчистить дороги, чтобы «скорая» могла беспрепятственно проехать к их домам, или провести освещение, и донесут его до соответствующих структур, то те будут обязаны его исполнить. Вся проблема в том, что люди не знают о своих правах, не знают, как работают федеральные законы, а потому сидят и ждут, когда на их проблемы обратят внимание. Но можно ждать год и два — и не дождаться.

— Вы ждать не захотели. И что же вы сделали?

— Создали в 2013 г. орган местного самоуправления. Я узнал, что есть такой федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления», и стал думать, как бы его изучить. За помощью обратился к тем, кто уже имел подобный опыт, это были жители Петербурга. Они пригласили меня на семинар.

Самое поразительное заключалось в том, что ничего нового мне там не сказали — всё это уже написано в Конституции РФ и 131-м законе. Просто нужно внимательно читать и анализировать. Когда я вернулся домой, то рассказал об этом односельчанам. Они меня поддержали, мол, поступайте, как считаете нужным, мы вам доверяем.

Сейчас я понимаю, что это совершенно неправильно. Слепое доверие ни к чему хорошему не приводит. Потому что через два месяца эти же люди придут и спросят с тебя: где дорога, где вода и так далее. А вот если бы они сразу во всём разобрались, вникли, то и вопросов бы таких не возникало.

Они бы знали: чтобы местное самоуправление заработало, нужно время.

— Расскажите подробнее, как вы смогли самоорганизоваться и как на это отреагировали чиновники?

— Мы — инициативная группа — объявили об организации общего сбора населения. Понятно, что пришли не все. Но с теми, кто всё-таки пришёл, мы обсудили ряд вопросов, а затем провели ание: сначала -очное, затем — заочное (среди тех, кто не пришёл), на котором выбрали председателя и депутатов созданного нами местного образования.

— Из кого выбирали?

— Из простых людей — наших соседей. В итоге пять человек образовали Совет депутатов, то есть орган местного самоуправления, который является юридическим лицом и подлежит обязательной государственной регистрации.

Что нам это даёт? А то, что получив свидетельство о регистрации, мы уже можем открыть счёт в Федеральном казначействе и на равных участвовать в региональных программах, например, дорожного развития или благоустройства сельских поселений.

У местного образования таких полномочий нет, оно может просто выносить решения, но в случае с бабушками и этого было бы достаточно.

Альтернативы нет

— Насколько я знаю, власти не поняли тяги народа к самоуправлению?

— Мы письменно уведомили всех, кого посчитали нужным, включая президента, генпрокурора и, конечно, глав сельсовета, района и области о том, что создали местное образование. Через некоторое время стали получать ответы.

Знаете, что самое интересное? И генпрокуратура, и администрация президента нас фактически признали, не признала только региональная власть. Нам пришёл ответ, из которого следовало, что орган местного самоуправления создан нелегитимно, а мы — чуть ли не сепаратисты. Хотя мы всё делали по закону.

Несколько месяцев мы вели переписку с властью, пытаясь это доказать. И я уверен: доказали бы. Но ко мне пришли люди и сказали: не пишите больше, нам же хуже будет. Если честно, было обидно.

Ведь уже и первые результаты пошли: сёла стали благоустроеннее, чище, многие нерешённые вопросы начали решаться, например, в Весёлом не было колодца, и мы добились, чтобы нам его пробурили. Я думаю, просто чиновники не хотят, чтобы у народа была власть. Представляете, какой бы мы создали прецедент?

— Как думаете, есть ли у самоуправления будущее?

— А другой альтернативы нет. Та система выборов, которая сегодня существует, себя давно изжила. Если в выборе участвует меньше, чем 50 % населения, о чём говорить? Это вынужденная необходимость, потому что если мы не будем выбирать, наступит анархия.

Но общество должно развиваться, и местное самоуправление — это путь. Хотя сейчас оно у нас совершенно не развито. Люди думают, что сельсоветы и советы депутатов — и есть местное самоуправление. Но это не так — мы имеем дело с очередной подменой понятий.

Местное самоуправление — это народ.

— Что же нужно делать, чтобы оно развивалось?

— Проводить всеобуч. Есть же курсы по местному самоуправлению, только их организуют для чиновников, а надо — для простого населения. Мне кажется, мы всё равно к этому придём. Вы посмотрите, какая сейчас активная молодёжь: она готова отстаивать свои права — почему бы ей не взять власть в свои руки? А я бы с радостью поделился опытом.

Источник: https://www.msurus.ru/news/23-my-sami-vlast-zachem-nuzhno-mestnoe-samoupravlenie.html

Адвоката дом
Добавить комментарий