Как рассчитываются транспортно заготовительные расходы. Транспортно-заготовительные расходы: порядок учета и хранения. Пример списания суммы транспортных затрат

Учет транспортно заготовительных расходов в стоимости товаров

Как рассчитываются транспортно заготовительные расходы. Транспортно-заготовительные расходы: порядок учета и хранения. Пример списания суммы транспортных затрат

Проводки Д19 К60 и Д68.НДС К19.Далее товар направится на продажу проводкой Д90.2 К41.1(2) и стоимость транспортных расходов получится включенной в себестоимость товаров, направленных на продажу. Способ 2.

Отражение транспортно-заготовительных расходов на счете 44 ТЗР можно учитывать обособленно на счете 44 «Расходы на продажу», для чего на этом счете открывается отдельный субсчет, его, например, можно назвать «44.ТР». В конце месяца транспортные расходы, накопленные на счете 44.

ТР, списываются пропорционально себестоимости проданных товаров за месяц. Пример учета ТЗР на счете 44 Воспользуемся примером, рассмотренным ранее. В течении месяца поставщиком был поставлен товар, указанный ниже, стоимость ТЗР поставщик выделил отдельно. 1 партия: Стол круглый 100 шт. по цене 1000 руб.

, стоимость партии 100000 руб. 2 партия: Стол овальный 50 шт. по цене 800 руб., стоимость партии 40000 руб.

Бухгалтерский учет транспортно заготовительных расходов. пример, проводки

Каждая торговая организация ведет учет транспортно-заготовительных расходов (ТЗР). При различают два вида затрат на транспортировку товаров:

  • расходы, связанные с доставкой покупаемых товаров;
  • расходы на доставку товаров покупателям.

Порядок учета транспортных затрат в обоих случаях будет существенно отличаться.

В первом случае организация включит эти затраты в себестоимость товаров, во втором — либо включит в цену товара, либо будет учитывать обособлено в составе расходов на продажу.

Транспортные расходы, связанные с поставкой закупаемых товаров: Если в документах поставщика стоимость доставки отражена отдельно, то ТЗР следует включить в себестоимость товаров.

Транспортно-заготовительные расходы. учет у покупателя

Дополнительных ограничений для налогового вычета по ТЗР глава 21 Налогового кодекса РФ не устанавливает. УСН Налоговую базу организаций на упрощенке, которые платят единый налог с доходов, ТЗР не уменьшают (п. 1 ст. 346.14 НК РФ). Если организация платит единый налог с разницы между доходами и расходами, ТЗР следует включить в стоимость материалов (подп.

5 п. 1 ст. 346.16, п. 2 ст. 254
1 ст. 346.29 НК РФ). Поэтому на расчет налоговой базы ТЗР не влияют.

Учет транспортных расходов торгового предприятия

Например, при доставке разнородных материалов одним транспортным средством ТЗР можно распределить пропорционально количеству материалов, их весу или объему в зависимости от специфики деятельности организации (или от ассортимента полученных активов).

Если в одну поставку включено несколько разнородных групп материалов (например, одни материалы измеряются в штуках, другие – в килограммах), то сначала организация должна распределить ТЗР между этими группами.

Сделать это можно, например, пропорционально количеству мест, занятых в транспортном средстве.
Внимание Есть другой вариант – привести все единицы измерения к одной, например, к килограммам. Второй вариант более универсален, но требует более сложных расчетов.

Внутри одной группы материалов ТЗР можно распределить пропорционально тем единицам измерения, в которых учитывается каждый номенклатурный номер этой группы.

Учет транспортных расходов торговой организации

  • страховой взнос с зарплаты для водителя — 240 руб.;
  • зарплата водителя — 800 руб.;
  • амортизация машины — 500 руб.

Учет транспортно заготовительных расходов: бухгалтерские проводки Сумма Дебет Кредит Наименование операции 80000 41.

1 60 стоимость одной партии, в соответствии с документами самого поставщика 8000 44.ТР 60 расходы на доставку одной партии 120000 41.1 60 стоимость второй партии, в соответствии с документами самого поставщика 12000 44.ТР 60 расходы на доставку второй партии 40000 44.

1 60 стоимость третьей партии, в соответствии с документами самого поставщика 1000 44.ТР 10 затраты на топливо 800 44.ТР 70 заработная плата водителя 240 44.ТР 69 страховые взносы с зарплаты водителя 500 44.ТР 02 амортизация автомобиля В итоге можно сделать вывод: за прошедший месяц по дебету 44.

ТР была накоплена денежная сумма ТЗР в размере 22540 руб.

Транспортно-заготовительные расходы в бухгалтерском учете

  • Материально-производственные запасы

Каждое торговое предприятие сталкивается с вопросом учета транспортно-заготовительных расходов (ТЗР). Затраты на транспортировку товара бывают двух видов:

  • расходы, связанные с доставкой покупаемых товаров;
  • расходы на доставку товаров покупателям.

Учет транспортных затрат в обоих случаях будет отличаться. В первом случае организация включит эти затраты в себестоимость товаров, во втором случае либо включит в цену товара, либо будет учитывать отдельно в качестве расходов на продажу.

Транспортные расходы, связанные с поставкой закупаемого товара Организация получает товары, стоимость доставки выделена поставщиком отдельно.

Как в бухучете отразить затраты на доставку и как принять к учету эти товары? Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР) нужно включить в себестоимость товара.

Учет транспортно-заготовительных расходов

Важно Помимо этого организация сама закупала товар и доставляла его к себе на склад. ТЗР за месяц при этом следующие: Бензин — 2000 руб. Ремонт автомобиля — 4000 руб. Заработная плата водителя — 15000 руб. Начисленные страховые взносы на з/п водителя (30%) — 5000 руб.

Амортизация автомобиля — 1000 руб. Проводки по учету товарно-заготовительных расходов за месяц Сумма Дебет Кредит Название операции 100000 41.1 60 Оприходована партия круглых столов 40000 41.2 60 Оприходована партия овальных столов 10000 44.ТР 60 Учтены расходы на доставку 2000 44.

ТР 10 Списаны расходы на бензин 4000 44.ТР 76 Учтены расходы на ремонт автомобиля на СТО 15000 44.ТР 70 Начислена заработная плата водителю 5000 44.ТР 69 Начислены страховые взносы на зарплату водителя 1000 44.

ТР 02 Отражена амортизация автомобиля В конце месяца нужно списать не все эти расходы, а только их часть, пропорциональную отгруженным товарам.

Бухгалтерский и налоговый учет транспортно-заготовительных расходов по товарам

Проводки по учету ТЗР за месяц: Сумма Дебет Кредит операции 100000 41.1 60 Оприходована партия столов руководителя 40000 41.

2 60 Оприходована партия компьютерных столиков 10000 44/ТР 60 Учтены расходы на доставку 2000 44/ТР 10 Списаны расходы на бензин 4000 44/ТР 76 Учтены расходы на ремонт автомобиля на СТО 15000 44/ТР 70 Начислена заработная плата водителю 5000 44/ТР 69 Начислены страховые взносы на зарплату водителя 1000 44/ТР 02 Отражена амортизация автомобиля Важно помнить, что в конце месяца списываются не все ТЗР, а только их часть, пропорциональная отгруженным товарам. Порядок определения величины ТЗР подлежащих списанию Чтобы определить величину ТЗР подлежащих списанию, необходимо проанализировать счет 41 «Товары» и счет 44/ТР «Расходы на продажу». Анализ счета 41: Например, на начало месяца у организации было товара на сумму 300 000 руб.

Как учитывать тзр в бухучете (нюансы)?

Способы учета ТЗР в себестоимости товаров:

  • включить ТЗР в стоимость товаров;
  • отразить ТЗР на счете 44 в виде отдельной статьи расходов на продажу.

Способ 1: включить ТЗР в стоимость товаров. Следует отметить, что этот способ, довольно трудоемкий и зачастую противоречит требованю рациональности, однако, в некоторых организациях применяется. Его суть состоит в том, что приобретенный товар приходуется на склад с учетом стоимости ТЗР, для этого общая величина ТЗР распределяется пропорционально между стоимостью полученных партий товара.

В дальнейшем учет товаров ведется в оценке, включающей ТЗР. Пример 1. Организация получила: 1 партия: Стол руководителя 100 шт. по цене 1000 руб., стоимость партии 100000 руб. 2 партия: Стоик компьютерный 50 шт. по цене 800 руб., стоимость партии 40000 руб.

Общая стоимость полученных товаров 140000 руб.
ОСНО и ЕНВД Если организация применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД, то она должна вести раздельный учет доходов и расходов для расчета налога на прибыль и НДС (п. 9 ст. 274, п. 4 ст. 170 НК РФ).

При общей системе налогообложения ТЗР обособленно не учитываются и включаются в стоимость материалов (п. 2 ст. 254 НК РФ).

Если материалы одновременно используются в деятельности организации, облагаемой ЕНВД, и деятельности на общей системе налогообложения, то их стоимость (с учетом ТЗР) следует распределить (п. 9 ст. 274 НК РФ). Стоимость материалов, относящихся к одному виду деятельности, распределять не нужно.

НДС, который можно принять к вычету по распределяемым материалам, определите по методике, установленной в пункте 4.1 статьи 170 Налогового кодекса РФ. Подробнее об этом см. Как принять к вычету входной НДС при раздельном учете облагаемых и необлагаемых операций.

Способы учета ТЗР по приобретенным товарам:

  • включать затраты в стоимость товара;
  • отражать затраты в виде отдельной статьи расходов на продажу на счете 44.

Способ 1. Включение товарно-заготовительных расходов в стоимость товара Этот способ, пожалуй, не самый удобный, но тем не менее его вполне можно использовать.

Заключается он в том, что приобретенный товар приходуется на склад с учетом стоимости доставки, для этого общая стоимость доставки распределяется пропорционально между стоимостью полученных партий товара, далее считается цена товара с учетом транспортных расходов.

Например, получено: 1 партия: Стол круглый 100 шт. по цене 1000 руб., стоимость партии 100000 руб. 2 партия: Стол овальный 50 шт. по цене 800 руб., стоимость партии 40000 руб. Общая стоимость полученных товаров 140000 руб. Транспортно-заготовительные расходы = 10000 руб.

Каким образом организация должна учитывать эти затраты? Транспортные расходы включаются в себестоимость товара, причем они могут быть учтены двумя способами:

  1. на счете учета товаров (то есть включаются в себестоимость),
  2. выделены на отдельный счет учета расходов на продажу.

Транспортные расходы включаются в стоимость товара При этом товарные ценности принимаются к учету на 41 счет вместе с ТЗР (транспортно-заготовительными расходами). Не самый удобный способ, но, тем не менее, организация вправе его выбрать. Проводки по учету товаров и транспортных расходов имеют вид:

  • Д41.1 К60 – отражена стоимость товаров по документам поставщика.
  • Д19 К60 – выделен НДС, предъявленный поставщиком.
  • Д41.1 К60 – отражена стоимость ТЗР.
  • Д19 К60 – выделен НДС, относящийся к ТЗР.

Цена за единицу товара будет включать стоимость доставки.

Источник: https://law-uradres.ru/uchet-transportno-zagotovitelnyh-rashodov-v-stoimosti-tovarov/

Транспортно-заготовительные расходы

Как рассчитываются транспортно заготовительные расходы. Транспортно-заготовительные расходы: порядок учета и хранения. Пример списания суммы транспортных затрат

Любая организация, занимающаяся покупкой готовой продукции для перепродажи или материалов для изготовления товаров, сталкивается с понятием «транспортно-заготовительные расходы» и необходимостью их учета. Ответственные лица должны быть знакомы не только со спецификой таких затрат, но и всеми возможными вариантами их расчета и последующего распределения.

Что такое ТЗР?

Организация, закупая товар, сталкивается с необходимостью оплаты транспортных расходов. Но не все предприятия знают, что под этим понимается. Расшифровка ТЗР достаточно проста: это транспортно-заготовительные расходы.

В них может входить множество разновидностей затрат. В общем виде к их числу могут относиться любые издержки, которые несет предприятие для собственного снабжения МПЗ.

Все они включаются в фактическую себестоимость готовой продукции, но могут относиться к прямым или косвенным издержкам.

Точное понятие транспортно-заготовительных расходов дано в Методических указаниях (пункт 70), которые были утверждены Минфином в приказе № 119н от 28 декабря 2001 года. Согласно документу, под ТЗР понимаются затраты предприятия, которые напрямую связаны с заготовкой и доставкой материалов на производство.

Перечень ТЗР

Полного перечня ТЗР не существует. Во многом это связано с тем, что характеристика транспортно-заготовительных расходов на разных предприятиях своя, обусловленная спецификой работы организации. В общем же виде в число ТЗР включаются расходы, связанные с:

  • погрузкой и разгрузкой материалов;
  • транспортировкой, не включенной в стоимость товаров;
  • содержанием складских помещений, предназначенных для хранения материалов до момента их использования в производстве;
  • содержанием складских и заготовительных пунктов в местах самих заготовок (за минусом заработной платы и соц. пакета);
  • оплатой работы организаций, оказывающих посреднические, снабженческие или внешнеэкономические услуги (речь идет о наценках и надбавках);
  • пересечением таможенных границ;
  • издержками за хранение материалов в портах, пристанях или ж/д-станциях;
  • командировками, направленными на покупку или заготовку материалов;
  • появлением недостачи или порчи материалов в ходе их транспортировки или хранения (но не больше, чем предусмотренный размер естественной убыли).

Общая сумма ТЗР может включать и другие суммы. Главное, чтобы разновидности затрат подпадали под определение транспортно-заготовительных расходов.

Порядок учета

Законодательно установлены и способы учета ТЗР. Все 3 возможных варианта перечислены в Методических указаниях. Речь идет о следующих способах:

  1. отнесение на счет 16 (там отображаются отклонения в стоимости МПЗ);
  2. отнесение ТЗР на счет 10 «Материалы» (но дополнительно здесь создается отдельный субсчет для таких расходов);
  3. включение ТЗР в фактическую себестоимость приобретенных материалов, которые учитываются по счету 10.

Последний вариант обычно используется компаниями, где количество используемых материалов невелико или если некоторые виды материалов несут существенное значение. Чаще же всего помогает учесть ТЗР счет 10, точнее отдельный субсчет.

Вне зависимости от того, какой вариант выбрала компания, необходимо, чтобы в учетной политике была прописана возможность его использования.

Для упрощенцев предусмотрен еще один вариант списания ТЗР. Согласно пункту 13.1 ПБУ 5/01 сделать это можно непосредственно в момент возникновениях этих затрат.

Формулы для налогового учета ТЗР

Говоря о ТЗР, необходимо помнить, что их налоговый учет имеет некоторые нюансы. Причем формула транспортно-заготовительных расчетов будет зависеть от того, является ли организация торговой или осуществляет производство товаров. Но в обоих случаях бухгалтер должен максимально точно определить размер ТЗР для конкретного периода.

Торговые предприятия руководствуются статьей 320 НК РФ. Схема расчета при этом такова:

  1. Рассчитывает процент ТЗР. Формула его определения выглядит следующим образом:

К = (ТР0 + ТР1) / (Т1 + Т2) * 100%, где:

  • К – средний процент ТЗР на оставшиеся товары по окончанию месяца;
  • ТР0 – это те ТЗР, которые приходятся на остаток нереализованных изделий на начало периода;
  • ТР1 – ТЗР, понесенные в рассматриваемом месяце;
  • Т1 – цена приобретения продукции, реализованной в этом периоде;
  • Т2 – стоимость приобретения изделий, которые остались нереализованными.
  1. Вычисляют сумму ТЗР по нереализованным товаров (ТРост), путем умножения полученного коэффициента на остаток товаров на конец месяца.
  2. Далее определяется сумма расходов, пригодная для списания. При этом используется следующая формула ТЗР: ТР0 + ТР1 — ТРост.

Если же речь идет о производстве, то там уже учитываются не товары, а материалы, используемые предприятием.

Источник: https://okbuh.ru/transportnye-rashody/transportno-zagotovitelnye-rashody

Учет транспортно-заготовительных расходов

Как рассчитываются транспортно заготовительные расходы. Транспортно-заготовительные расходы: порядок учета и хранения. Пример списания суммы транспортных затрат

Весомую долю в себестоимости выпускаемого продукта занимают транспортно-заготовительные расходы (ТЗР). О том, как рассчитать ТЗР и учесть их, расскажет эта публикация.

Понятие транспортно – заготовительных расходов

ТЗР объединяют целый комплекс затрат, связанных с заготовкой, покупкой и доставкой товаров, запасов, инструментов и других материальных ценностей (МЦ). К ним относят такие расходы:

  • Транспортировка;
  • Страхование груза;
  • таможенные сборы;
  • вознаграждение посредническим или снабженческим фирмам;
  • погрузка МЦ (при наличии таких условий в договоре);
  • содержание складского аппарата компании (в т.ч. зарплата и отчисления в фонды);
  • персонала, занимающегося приемом, заготовлением, организацией хранения и отпуском МЦ;
  • сотрудников заготконтор и агентств, учрежденных по местам закупки МЦ;
  •  работников, занятых заготовкой/закупкой МЦ, их транспортировкой или сопровождением;
  • плата за хранение МЦ, например, на ж/д станциях либо в портах;
  • уплата процентов за кредит на покупку ТМЦ до момента признания в учете;
  • командировочные расходы, напрямую связанные с закупкой МЦ;
  • суммы потерь по МЦ, произошедших в пути в пределах действующих норм убыли.

Компаниям дано право установить собственный, приемлемый для них перечень подобных затрат и означить его в учетной политике. Номенклатура и характеристика транспортно – заготовительных расходов представлена в приложении № 2 к Методуказаниям по бухучету МПЗ, утвержденным пр. Минфина от 28.12.2001 № 119н.

Расчет транспортно – заготовительных расходов

Напрямую включить все ТЗР в себестоимость продукта достаточно сложно, поскольку информация об их составе и размере, аккумулированная в первичных формах, может поступать с запозданием не только на момент поступления МЦ, но и списания в производство, т. е.

к формированию себестоимости. Поэтому учитывать всю сумму ТЗР в себестоимости возможно лишь при небольших оборотах фирмы и однородных операциях.

К примеру, если компания занимается производством продукции одного наименования, стоимость ее транспортировки будет полностью включаться в конечную себестоимость.

Если же фирма несет затраты по производству нескольких номенклатурных наименований продукции или работает по нескольким видам деятельности, сумму ТРЗ рассчитывают по вариантам, смысл которых сводится к обособленному учету этих затрат на протяжении конкретного отчетного периода и распределении их на выпущенную продукцию и остатки ТМЦ в кладовых пропорционально.

Расчет ТЗР, подлежащих переносу на счета, где фиксируются затраты МЦ, производится по формуле:

%ртзр = (ТЗРн + ТЗРот) / (Мк + Рот) х 100, где

%ртзр – процент распределения ТЗР,

ТЗРн  – ТЗР на начало,

ТЗРот – ТЗР за отчетный период,

Мк – остаток МЦ на конец периода;

Рот – расход МЦ за отчетный период.

Сумма ТЗР, подлежащая списанию рассчитывается понесенных затрат на рассчитанный процент. Если ТЗР не превышает 10% от стоимости МЦ, то их сумма в полном объеме может быть списана на счета затрат.

Учет транспортно – заготовительных расходов

Фирмы – упрощенцы вправе включать ТЗР в расходы того периода, когда они были произведены. Остальные же компании должны учитывать их по одному из предлагаемых вариантов.

  1. Включать в стоимость МПЗ (для небольших фирм, производящих товары одной номенклатурной позиции).

Компания-автоперевозчик доставила фирме-заказчику товары: конфеты трех наименований.

Название продукта
Конфеты А20 00020 612
Конфенты Б36 00037 102
Конфеты В42 00043 286
98 000101 000

Стоимость перевозки – 3000 руб.

Бухгалтер производит расчет транспортных расходов по доставке груза по позициям:

  • Для товара А = 3000 х 20 000 / 98 000 = 612 руб.
  • Для товара Б = 3000 х 36 000 / 98 000 = 1102 руб.
  • Для товара В = 3000 х 42 000 / 98 000 = 1286 руб.

Проводка:

Д/т 10 (41) К/т 60 – на сумму 101 000 руб.

  1. Вести учет ТЗР отдельно и списывать на затраты, рассчитывая их сумму пропорционально стоимости МЦ, реализованных или отпущенных в производство в определенный отчетный период. Этот вариант наиболее приемлем для компаний с обширной номенклатурой МПЗ.

Учет ТЗР ведут на счете 15 «Заготовление/приобретение МЦ», иногда (в торговле) на субсчете к счету 44 «Расходы на продажу». Накопленную сумму в конце месяца распределяют на остатки МПЗ в производстве и кладовой.

МЦ учитываются по группам (сырье, материалы, товары и др.), каждая из которых объединяет соответствующую номенклатуру. Сумма ТЗР на переданные в производство МЦ рассчитывается по представленный выше формуле.

Остатки МЦ на начало марта составили 48 000 руб. Сумма ТЗР на счете15 – 7000 руб.

За март получено ТМЦ на сумму 130 000 руб.

ТЗР за март составили 20 000 руб.

Отпуск МЦ из кладовой – 123 000 руб.

Транспортно – заготовительные расходы (процент в смете)составили:

ОперацияСумма на счетах (в руб.)
1015
Д/тК/тД/тК/т
Сальдо на начало месяца:48 0007000
Поступление МЦ130 00020 000
Итого178 00027 000
Отпуск МЦ за месяц12300018 659,1
Сальдо на конец месяца:55 0008340,9
Произведенные расчеты
Кртзр = (27 000) / (123 000 + 55 000)0,1517
Сумма ТЗР к списанию (123 000 х 0,1517)18 659,1
Остаток ТЗР на конец м-ца (27 000 – 18 659,1)8340,9

Проводки по учету ТЗР:

Д/т 15 К/т 60 – 20 000 руб.

Д/т 20 (23, 25,26, 29) К/т 15 –18 659,1 руб.

ТЗР фиксируются во 2-м разделе баланса по строке 1210 «Запасы», а в Отчете о финансовых результатах – в строке 2120 «Себестоимость продаж». 

Источник: https://spmag.ru/articles/uchet-transportno-zagotovitelnyh-rashodov

Транспортно-заготовительные расходы – понятие и состав

Как рассчитываются транспортно заготовительные расходы. Транспортно-заготовительные расходы: порядок учета и хранения. Пример списания суммы транспортных затрат

Транспортно-заготовительные расходы имеет практически любая фирма, приобретающая товары и материалы, которые формируют материально-производственные запасы. В чем специфика соответствующих расходов и как осуществляется их учет?

Транспортно-заготовительные расходы (или ТЗР) — что это такое?

Тзр в бухучете

Учет ТЗР на отдельных счетах: нюансы

Налоговый учет ТЗР: нюансы

Итоги

Транспортно-заготовительные расходы (или ТЗР) — что это такое?

Под транспортно-заготовительными принято понимать расходы, связанные с процедурой приобретения фирмой материально-производственных запасов (или МПЗ) и представленные, в частности:

  • оплатой услуг по доставке материалов;
  • затратами на содержание складов, на которых хранятся МПЗ;
  • затратами на хранение МПЗ в сторонних организациях;
  • оплатой услуг по страхованию;
  • уплатой таможенных пошлин;
  • компенсацией услуг посредников;
  • процентами по кредитам на покупку МПЗ;
  • командировочными расходами сотрудников, участвующих в приобретении МПЗ;
  • недостачей, нормативными потерями МПЗ по пути от поставщика.

Данный перечень ТЗР — не исчерпывающий. Транспортно-заготовительные расходы могут быть представлены любыми издержками, что связаны со снабжением фирмы МПЗ.

Тзр в бухучете

ТЗР в бухгалтерском учете можно учитывать несколькими способами.

1. ТЗР можно прямо включить в стоимость МПЗ. Соответствующие операции в бухучете оформляются проводкой Дт 10 Кт 60. Данный вариант оптимален, если в течение соответствующего периода нет значительных отклонений в величине ТЗР по партиям однотипных запасов.

Отметим, что, если средняя сумма ТЗР в общей стоимости поставок не превышает 10%, то ее можно не учитывать отдельно — включив вместо этого в себестоимость партии МПЗ. В случае если возможно вычисление среднего процента ТЗР, списание соответствующих расходов может также осуществляться посредством увеличения себестоимости оприходованных МПЗ на расчетный процент ТЗР.

2. Возможна фиксация операций с ТЗР на отдельных субсчетах счетов учета МПЗ и списание в расходы пропорционально оборотам использованных (реализованных) МПЗ.

Выбранный вариант учета ТЗР нужно зафиксировать в учетной политике.

Учет ТЗР на отдельных счетах: нюансы

Итак, учет транспортно-заготовительных расходов по второй схеме предполагает:

  • оприходование МПЗ по фактическим затратам;
  • оприходование МПЗ по плановым или учетным затратам.

В первом случае применяется проводка Дт 10 / ТЗР Кт 60, соответствующая стоимости ТЗР по закупке.

Во втором — покупка с ТЗР отражается на счете 15, после — списывается на счет 10 по плановой цене в целях дальнейшего списания на счет 20 и расчета плановой себестоимости.

В результате на счете 15 можно проследить отклонения показателей фактических затрат от плановых. Их необходимо отнести на счет 16 «Отклонения в стоимости материальных ценностей».

Проводки по рассматриваемой схеме учета ТЗР будут такими:

1. Корреспонденция для оприходования МПЗ по фактическим затратам: Дт 10 Кт 60.

2. Корреспонденции для оприходования МПЗ по плановым или учетным затратам:

  • Дт 10 Кт 15;
  • Дт 16 Кт 15;
  • Дт 20 Кт 16.

Есть еще одна возможная схема учета ТЗР, предполагающая раздельный учет:

  • ТЗР в виде стоимости доставки товаров;
  • прочих ТЗР, имеющих отношение к товарам.

Таким образом, данная схема учета применима только для операции с товарами.

Прочие ТЗР учитываются посредством вариантов 1-й или 2-й схем, рассмотренных нами выше.

Налоговый учет ТЗР: нюансы

Полезно будет рассмотреть некоторые нюансы налогового учета ТЗР. Существуют 2 наиболее распространенные его схемы — учет ТЗР в торговой организации и аналогичная процедура на производственном предприятии.

Одна из ключевых задач бухгалтера фирмы в обоих случаях — исчислить корректную сумму ТЗР в целях списания в расходы в отчетном периоде. Рассмотрим то, каким образом она решается.

Каким образом определить сумму «торговых» ТЗР? В соответствии с положениями ст. 320 НК РФ для этого должна использоваться следующая схема:

1. Вычисляется средний процент (ПРОЦ) ТЗР по формуле:

(ТЗР (НМ) + ТЗР (ТМ)) / (СЕБ (ТМ) + ОСТ (КМ)) × 100%,

где:

ТЗР (НМ) — расходы по остаткам нереализованных товаров по состоянию на начало месяца;

ТЗР (ТМ) — общая сумма расходов в текущем месяце;

СЕБ (ТМ) — себестоимость товаров, проданных в текущем месяце;

ОСТ (КМ) — остаток нереализованных товаров на складе по состоянию на конец месяца.

2. Вычисляется сумма ТЗР по остаткам нереализованных товаров (ТЗР (ОСТ)) по формуле:

ОСТ (КМ) × ПРОЦ.

3. Определяется сумма ТЗР, которые можно списывать в расходы в отчетном периоде по формуле:

ТЗР (НМ) + ТЗР (ТМ) – ТЗР (ОСТ).

Если фирма занимается производством, то для расчета ТЗР по материалам (как основному МПЗ) должна использоваться другая формула (она основана на положениях п. 87 приказа Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н):

(ТЗР (НМ) + ТЗР (ОТЧ)) / (ОСТ (НМ) + СТ (ОТЧ)) × 100% / СТ (РАСХ),

где ТЗР (НМ) — остаток ТЗР по состоянию на начало месяца;

ТЗР (ОТЧ) — сумма ТЗР по материалам, что поступили на фабрику за месяц;

ОСТ (НМ) — стоимость остатков материалов на начало месяца;

СТ (ОТЧ) — стоимость материалов, прибывших на фабрику за месяц;

СТ (РАСХ) — стоимость материалов, что были израсходованы в производстве за месяц.

Отметим, что если ТЗР относятся к материалам, что отпущены в производство, на нужды управления либо иные цели, их списание должно осуществляться ежемесячно (п. 86 приказа № 119н).

Рассмотренные налоговые схемы могут применяться и в бухгалтерском учете, в том числе для минимизации разниц между налоговыми и бухгалтерскими расчетами.

Итоги

Транспортно-заготовительные расходы — издержки, которые в большинстве случаев сопровождают приобретение фирмой различных материалов и товаров, составляющих МПЗ.

Учет ТЗР в фирме может быть как бухгалтерским, так и налоговым.

Осуществляться он может по разным схемам — в зависимости от специфики конкретных ТЗР, а также особенностей бизнес-модели фирмы — в частности, с точки зрения того, является она преимущественно производственной или торговой организацией.

Узнать больше о специфике учета материально-производственных запасов вы можете в статьях:

Подписывайтесь на наш бухгалтерский канал Яндекс.Дзен

Подписаться

Источник: https://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/transportnozagotovitelnye_rashody_ponyatie_i_sostav/

Транспортно-заготовительные расходы: порядок учета и хранения

Как рассчитываются транспортно заготовительные расходы. Транспортно-заготовительные расходы: порядок учета и хранения. Пример списания суммы транспортных затрат

Все расходы, связанные с приобретением товаров и запасов, учитываются отдельной статьей расходов в балансе. Впоследствии они должны быть списаны на себестоимость или общую сумму затрат организации за текущий период.

В бухучете транспортно-заготовительные расходы включают затраты, связанные с доставкой материалов (п. 70 приказ Минфина № 119н), в том числе:

  • погрузочные работы;
  • транспортировка;
  • командировочные;
  • хранение материалов на ж/д станциях, пристанях;
  • складской комплекс, в том числе затраты на содержание заготовительных пунктов;
  • плату за кредиты;
  • недостача и порча;
  • наценки, надбавки.

Учет транспортно-заготовительных расходов осуществляется одним из таких способов:

  • непосредственно в себестоимости материалов;
  • на счете 15 «Заготовление сырья» обособленно;
  • на отдельном субсчете, подключенном к счету 10 «Материалы».

Выбранный способ прописывается в учетной политике.

Проводки

Если организация транспортно-заготовительные расходы относит на фактическую себестоимость, то делаются такие проводки:

  • Д-т 10 К-т 60 (20, 75) – поступление материалов.
  • Д-т 10 К-т 60 (76, 26) – отнесены расходы на себестоимость.

Рассмотрим, как обособленно учитываются транспортно-заготовительные расходы.

https://www.youtube.com/watch?v=yK_YhXcuejA

Счет 10:

  • Д-т 10 К-т 60 (20) – поступление сырья.
  • Д-т 10 К-т 76 (23) – учтены ТЗР.

Счет 15:

  • Д-т 15 К-т 76 – поступление материалов по договорной стоимости.
  • Д-т 15 К-т 76 – учтены расходы на транспортировку в фактической себестоимости.
  • Д-т 10 К-т 15 – оприходование материалов.

Отклонение стоимостей также списывается в момент принятия к учету сырья:

  • Д-т 16 К-т 15 – отклонение фактической стоимости от учетной.
  • Д-т 15 К-т 16 – превышение цены над фактической стоимостью.

Если учитываются обособленно транспортно-заготовительные расходы, материалы должны быть разделены по группам. По ним же будут распределяться затраты. Материалы будут приходоваться по учетным ценам:

  • утвержденным организацией;
  • прописанным в договоре;
  • фактической себестоимость за прошедший период.

Если цена отклоняется от себестоимости более чем на 10 %, ее нужно проверять.

Если ТЗР учитываются отдельно, их нужно списывать в конце месяца проводкой Д-т 20 (25) К-т 16 (10).

Дробление расходов

Рассмотрим детальнее, как можно распределять транспортно-заготовительные расходы:

  • Процент затрат не превышает 1/10 от стоимости всех материалов: все расходы, принятые к учету в текущем периоде, полностью распределяется на материалы, списанные на счета 20, 23 и 91-2.
  • ТЗР не превышает 5 % от стоимости материалов: сумма расходов полностью списывается в текущем периоде на стоимость привезенного сырья.
  • По среднему проценту расходов.
  • По проценту на начало отчетного периода. Завышение или занижение суммы затрат в текущем месяце следует откорректировать в следующем месяце.
  • По нормативам. Суммы расходов, превышающие утвержденные значения, учитываются в следующем периоде.

Расчеты

Как указано, транспортно-заготовительные расходы в некоторых случаях приходуются по среднему проценту. Рассмотрим детальнее, как его рассчитать:

  • (Остаток транспортных затрат на начало периода + Сумма расходов по доставке материалов в текущем месяце) : (Стоимость запасов на начало месяца + Стоимость поступивших материалов) х 100%,

или:

  • Средний % списанных МЗП : Учетная стоимость запасов.

Пример 1

ОАО занимается изготовлением изделий из металла. Учет материалов предприятие ведет на счетах 15 и 16. На 01.02 в балансе числилось:

  • сч. 10: 10 тонн металла на сумму 28 000 руб.;
  • сч. 16: остаток ТЗР в сумме 3000 руб.

В течение месяца ОАО купило 50 тонн металла на сумму 168 150 руб. Стоимость доставки этой партии составляет 17,7 тыс. руб. В этом же периоде 35 тонн металла было передано в производство. Проводки:

  • Д-т 15 К-т 60 – 142,5 тыс. руб. – поступление металла.
  • Д-т 19 К-т 60 – 25,65 тыс. руб. – учтен НДС.
  • Д-т 68 К-т 19 – 25,65 руб. – принят к вычету налог по купленному сырью.
  • Д-т 10 К-т 15 – 140 тыс. руб. – оприходован металл.
  • Д-т 15 К-т 60 – 15 тыс. руб. – отражена стоимость доставки.
  • Д-т 19 К-т 60 – 2,7 тыс. руб. – учет налог из ТЗР.
  • Д-т 68 К-т 19 – 2,7 тыс. руб. – вычет налога по ТЗР.
  • Д-т 16 К-т 15 – 17,5 тыс. руб. (142,5 + 15 – 140) – списана разница между ценой и себестоимостью.
  • Д-т 20 К-т 10 – 98 тыс. руб.– металл передан в производство.

Стоимость сырья, подлежащего списанию в феврале, рассчитывается так:

  • 2,8 — 10 + 2,8 х 50 = 168 тыс. руб. — стоимость металла с учетом начального остатка.
  • 3 + 17,5 = 20,5 тыс. руб. — сумма ТЗР, в том числе с начальным остатком.
  • 20,5 / 168 х 100 = 12,2 % — средний процент.
  • ТЗР, подлежащие списанию в феврале (98 х 12,2 % = 11,956 тыс. руб.), учитываются проводкой Д-т 20 К-т 16.

    Особенности

    Как распределить складские расходы по нескольким видам материалов, при условии, что они были доставлены одним перевозчиком? Для таких случаев организация может разработать отдельную методику учета расходов и закрепить ее в учетной политике.

    Например, можно указать, что при доставке разнородных МЗП одним автомобилем ТЗР будут распределять пропорционально количеству, весу или их объему.

    Если осуществляется поставка разнородных групп материалов (одни измеряются в штуках, другие – в тоннах), то нужно либо привести все единицы измерения к одному знаменателю, либо расходы распределяются между группами, например, пропорционально количеству мест в автотранспортном средстве. Следующий этап – внутри каждой группы распределить затраты прямопропорционально действующих там единиц измерения.

    Пример 2

    В организацию одним автомобилем было доставлено сто листов листового металла и двести метровых уголков. Транспортно-заготовительные расходы составляют 7 тыс. руб. без учета суммы налога. С целью распределения расходов бухгалтер привел все единицы измерения к килограммам. Вес одного листа — 60 кг, одного метра уголка – 15 кг.

    Общий вес: 60 х 100 + 15 х 200 = 9 тыс. кг.

    Затраты по доставке металла составляют: 7 х 6 : 9 = 4,667 тыс. руб.

    Затраты по доставке уголка составляют: 7 х 3 : 9 = 2,333 тыс. руб.

    Налоговый учет

    Учитывать в НУ ТЗР можно одним из трех способов. Выбранный вариант следует утвердить в учетной политике и применять минимум два года.

    Вариант 1. Списывать все затраты на материальные запасы

    Если вся сумма расходов относится к одной позиции материалов, то они полностью включаются в стоимость этой позиции. Например, если на автомобиле было доставлено сырье одного наименования, вся сумма расходов по транспортировке входит в состав этих запасов. Если затраты относятся к нескольким позициям сырья, то они распределяются пропорционально стоимости запасов.

    Пример

    Транспортная компания доставила организации материалы (0,3 тонны гвоздей и 0,5 тонны шурупов) на одном автомобиле. Стоимость услуги составила 3 тыс. руб. Цена сырья: 30 руб./кг гвоздей, 10 руб./кг шурупов.

    Стоимость доставки распределяется на сырье:

  • 3 х (0,3 х 30) : (0,3 х 30 + 0,5 х 10) = 1,929 тыс. руб. – гвозди;
  • 3 – 1,929 = 1,071 тыс. руб. – шурупы.
  • Вариант 2. ТЗР учитываются обособлено, а в конце каждого периода распределяются между товарами и остатками на складе

    Расчет суммы расходов осуществляется отдельно по каждому товару по такой формуле:

    • ТЗР = Стоимость материалов в производстве х (Остаток ТЗР на начало месяца на складе + сумма поступивших ТЗР за текущий месяц) : (Стоимость отпущенных в производство материалов + Стоимость запасов на конец периода).

    В НК РФ этот метод предусмотрен только для определения суммы затрат по реализованным товарам. Но его использование в отношении запасов не противоречит законодательству, не приводит к искажению информации.

    Вариант 3. Применяется только к проданным товарам

    Все затраты, кроме расходов по доставке, единовременно списываются в состав прочих. В частности:

    • оплата услуг страхования — на дату уплаты премии;
    • пошлины — на дату уплаты;
    • вознаграждение посреднику — в день перечисления средств со счета.

    Транспортные расходы списываются на затраты в части, относящейся на реализованные в текущем периоде товары. Сумма определяется по такой формуле:

    • ТЗР = Стоимость реализованных товаров х (ТЗР на начало месяца + ТЗР текущего периода) : (Стоимость проданных товаров + Стоимость остатка товаров на складе).

    При УСН ТЗР относятся на налоговые расходы на дату, которая наступит позже, будь то принятие к учету или оплата поставщику. Отпуск сырья в производство для НУ значения не имеет.

    Пример 3

    Торговая организация в июне 2015 года закупила материальные запасы на сумму 708 тыс. руб. Расходы по их доставке составили 23,6 тыс. руб. Учетной политикой предусмотрено, что эти затраты включаются в себестоимость. Проводки:

    • Д-т 15 К-т 60 — 600 тыс. руб. — покупная стоимость сырья.
    • Д-т 19 К-т 60 — 108 тыс. руб. — отражен НДС.
    • Д-т 15 К-т 60 — 20 тыс. руб. — стоимость ТЗР.
    • Д-т 19 К-т 60 — 3,6 тыс. руб. — НДС по ТЗР.
    • Д-т 41 К-т 15 — 620 тыс. руб. — фактическая себестоимость.

    Пример 4

    Дополним условия предыдущего примера. Допустим, учетной политикой условного ООО предусмотрено, что ТЗР включаются в расходы на реализацию. Фактическая себестоимость формируется на счете 41:

    • Д-т 41 К-т 60 — 600 тыс. руб. — покупная стоимость сырья.
    • Д-т 19 К-т 60 — 108 тыс. руб. — отражен НДС.
    • Д-т 41 К-т 60 — 20 тыс. руб. — стоимость ТЗР.

    Пример 5

    Существует еще один способ учета. ТЗР можно отображать на одноименном субсчете, открытом к счету 44. Затем эти суммы подлежат списанию.

    Допустим, организация осуществляет доставку товаров на склад своим транспортом. За половину 2015 года зарплата водителя составила 150 тыс. руб., отчисления на соцстрахование – 5 тыс. руб., расходы на ГСМ — 20 000 руб. Проводки:

    • Д-т 44 К-т 70 — 150 тыс. руб. — зарплата водителя.
    • Д-т 44 К-т 69 — 53,4 тыс. руб. — начислены сборы на зарплату.
    • Д-т 44 К-т 02 — 5 тыс. руб. — начислена амортизация.
    • Д-т 44 К-т 60 — 20 тыс. руб. — расходы на ГСМ.

    Если организация одним и тем же ТС осуществляет доставку товара на свой склад и клиентам, то разделять расходы очень тяжело. В таких случаях рекомендуется в учетной политике прописать, что все суммы будут списываться на счет 44 без дальнейшего распределения.

    Складской комплекс в неторговых организациях

    Порядок учета запасов подробно расписан в Методических указаниях по БУ МЗП. Излишнее сырье списывается на счет 41 по себестоимости с учетом ТЗР. Неторговые предприятия могут покупать товары через подразделения, осуществляющие торговую деятельность. Тогда ТЗР учитываются на счете 44 по субсчету «Коммерческие расходы».

    Многопрофильные организации осуществляют несколько видов деятельности.

    Транспортные расходы таких предприятий учитываются по Д-т счета 23, оказанные услуги списываются с К-т 23 в Д-т 20 (29) по себестоимости.

    Способ распределения затрат организация может выбирать самостоятельно: пропорционально реализации, количеству сотрудников. Главное — этот порядок учета утвердить соответствующим приказом руководителя.

    Метод списания оставшихся сумм ТЗР на конец периода определяется по бухгалтерскому учету. Чаще всего эти расходы переносятся в Д-т 90. Остаток по счету 44 соответствует сумме расходов, приходящихся на остаток непроданных на конец периода товаров. Сумма ТЗР на конец периода определяется по среднему проценту затрат за отчетный месяц.

    Источник

    Источник: http://IDeiforbiz.ru/transportno-zagotovitelnye-rasxody-poryadok-ucheta-i-xraneniya.html

    Адвоката дом
    Добавить комментарий