Герой выражающий позицию автора

Что такое авторская позиция? Способы выражения авторской позиции в тексте

Герой выражающий позицию автора

Одним из наиболее часто употребляемых терминов в литературоведении является авторская позиция. Она может стать основой для темы сочинения, статьи, тезисов или эссе. Авторскую позицию в тексте нужно видеть и понимать, как она выражена.

Трансформация термина

Следует сказать, что авторская позиция на протяжении всего развития литературы претерпевала ряд качественных изменений.

В самом начале зарождения массовой литературы (то есть когда литература как вид искусства отделилась от фольклора, перестала носить политический или религиозный характер) оценка автора выражалась в произведении прямо.

Автор открыто мог говорить о том, какой герой ему кажется положительным или отрицательным, выражал свое отношение к происходящему в отступлениях, в выводах.

Со временем такой способ присутствия автора в тексте стал неприемлем, создатель текста стал самоотстраняться, давая возможность читателю самому решать, на чьей он стороне. Этот процесс особенно обострился в 20 веке, данное явление было названо Р. Бартом “смертью автора”. Однако не все исследователи соглашаются с ним, отмечая, что автор в любом случае оценивает ситуацию, выражает свое мнение, просто он делает это скрыто, завуалировано, используя разные средства.

В зависимости от рода литературы и жанра произведения способ выражения оценки может быть различным. Наиболее сложная задача стоит перед писателями, работающими с пьесами или со стихотворениями, ведь они более ограничены в объеме, выборе средств.

Драма

Автор, создающий драматическое произведение, должен быть настоящим мастером слова. Ведь в его арсенале лишь реплики героев. Через речь он должен показать характер своего персонажа. Сам он присутствует в тексте лишь на уровне ремарок. Именно ремарки являются одним из способов выражения авторской позиции в тексте. Рассмотрим драму М.

Горького “На дне”. Авторская позиция по отношению к жителям ночлежки и сложившейся ситуации очевидна: обширные ремарки в начале каждого акта показывают нам ужасающие картины обстановки. Это обшарпанные стены, нависшие потолки, ободранные простыни, куча людей, безразличных друг другу.

Еще одним важным средством авторской оценки являются говорящие фамилии. Этот прием особенно активно использовался в 18 и 19 вв. Например, в пьесе Грибоедова “Горе от ума” герои – Фамусов, Молчалин, Скалозуб. Фамусов – фамилия, произошедшая от английского “фэймос”, что означает “знаменитый”.

Молчалин и вправду старается молчать, чтобы не сказать лишнего и не потерять надежду на получение очередного чина. Скалозуб – всегда приветлив и нарочито учтив. Авторские позиции в драме выражаются также посредством введения в канву произведения героя-резонера. Этот персонаж воплощает в себе основные идеи автора. Например, в драме А. Н.

Островского “Гроза” таким героем выступает Кулигин. Именно он выражает отношение к провинциальному городу Калинов: “Жестокие нравы, сударь, в вашем городе”.

В стихотворении авторская позиция может быть представлена на двух уровнях: на смысловом и на языковом, внешнем. Любое лирическое произведение наполнено чувством, кроме того, стихотворения в большинстве своем являются воплощением авторских эмоций. Ведь не случайно поэтов часто ассоциируют с их лирическими героями.

На уровне языковом авторская позиция может быть представлена при помощи эпитетов, олицетворениЙ, метафор, антитез, авторских неологизмов. Рассмотрим стихотворение Блока “Фабрика”. Свое отношение к происходящему поэт-символист выражает через мрачную цветовую гамму, он намеренно пишет нетрадиционно слово “жолтый”.

Это усиливает напряжение, придает стихам особую жесткость.

Эпос

В эпосе авторская позиция гораздо важнее, чем в лирике. Ведь в центре изображения эпического произведения какая-либо проблема: философская, нравственная, социальная или политическая. Чем незаметнее и ненавязчивее авторское мнение, тем качественнее выглядит текст.

Выражение авторской позиции проще всего рассматривать на примере русского романа. Один из самых популярных способов, к которому прибегал в своем творчестве Лев Толстой, являются лирические отступления. В таких отступлениях изображаются пейзажи, рассуждения о важных жизненных вопросах.

В лирическом отступлении мнение писателя выражено практически прямо, однако не всегда можно понять без особого осмысления. В пример можно привести концовку романа Тургенева “Отцы и дети”. Тургенев рисует нам живописную природу, которая окружает могилу Базарова.

Тем самым автор показывает, что идеи Базарова были ошибочны, герой слишком заблуждался, когда назвал это прекрасное Божье творение мастерской, в которой человек – работник.

Бывает так, что авторская позиция присутствует лишь на уровне символики. Писатели прибегают к символике имен, цвета, чисел. С этой точки зрения очень интересно выглядит роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Автор в тексте устранен, именно поэтому Бахтин назвал его полифоническим.

Ведь в тексте присутствует масса , мнений и среди которых с трудом можно различить авторскую. Однако все в романе говорит о том, что Достоевскому важнее всего было провести Евангельскую мысль о том, что жизнь каждого человека самоценна, что нельзя преступить главную Божью заповедь ни ради идеи, ни ради денег, ни ради благих целей.

Активно Достоевский привлекает символы различного уровня. Сама фамилия главного героя рассматривается исследователями с разных позиций, одна из которых напоминает о расколе, произошедшем в истории Русской церкви. Многократное повторение цифр 7, 3 снова отсылает нас к религиозным книгам.

7 дней понадобилось Господу, чтобы сотворить этот мир, 3 – сакральное число для христиан, символизирующее Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа.

Выводы

Таким образом, авторские позиции важны для понимания идейного замысла произведений. Они могут быть выражены по-разному. при прочтении произведений следует обращать внимание, прежде всего, на фамилии и имена героев, детали, которые упоминаются в тексте, одежду персонажей, их портретные характеристики. Также стоит уделять особое внимание пейзажным зарисовкам и лирическим отступлениям.

Источник: https://FB.ru/article/171411/chto-takoe-avtorskaya-pozitsiya-sposobyi-vyirajeniya-avtorskoy-pozitsii-v-tekste

Как определить и писать авторскую позицию к проблеме в сочинении на ЕГЭ

Герой выражающий позицию автора

При написании сочинения на ЕГЭ многие сталкиваются с тем, что авторская позиция к проблеме не всегда лежит на поверхности, иногда надо долго и упорно вчитываться, анализируя  как каждые слово и поступок героев, так и окружающую среду, чтобы понять отношение автора. 

Для чего нужно знать авторскую позицию

Сочинение на ЕГЭ состоит из трех частей: вступление, доказательство (2 аргумента), вывод. Авторское отношение к проблеме может пригодиться как во вступлении при формулировании проблемы, так и в доказательстве, если вы приводите в качестве примера какие-то книги, фильмы и так далее.

Описание поступков героев, оценка поступков, описание героев

Читайте внимательно и анализируйте

Чаще всего автор явно показывает, кому он симпатизирует. Это видно из описания героев.

Вряд ли автор в своём произведении назовёт храбрым или умным неприятного ему героя.

Каждый персонаж в произведении является олицетворением каких-то хороших черт или пороков.

Если один герой умён, а другой глуп, и автор не раз на это указывает, скорее всего, это одна из проблем.

Просто нужно проследить, как автор относится к каждому герою.

Он сочувствует глупому или презирает его? Не зазнаётся ли умный? Снисходителен ли он к глупому или насмехается над ним? Это очень важно. Думайте от лица автора.

Если у вас сложилось плохое впечатление о персонаже, значит автор так хотел, и, следовательно, автор тоже так считает.

Анализируйте каждый поступок героев и давайте им оценку. Иногда автор может показать в своём произведении ужасные вещи, но в то же время указать на безысходность положения героя, в таком случае автор не ненавидит своего героя, ему его жаль.

Или же наоборот, он показывает, что у персонажа был выбор, но он всё равно совершил ужасный поступок, тогда, скорее всего, автор негодует по этому поводу и относится к нему как к отрицательному персонажу.

В произведении может быть герой, олицетворяющий автора

Возможно, в произведении есть какой-то герой, который появляется раза 2-3 за произведение, говорит пару слов, выполняет пару действий и уходит. Часто в этой паре слов кроется весь смысл произведения и, соответственно, мнение автора.

Очень хорошо это показано в произведении Астафьева «Пастух и пастушка».

В описании природы и окружающей обстановке

Очень часто мы сталкиваемся в произведениях с чем-то вроде «был штиль, значит в сердце героя покой».

Природа и окружение действительно хороший способ выразить чувства героев и отношения к ним автора.

Когда случается что-то страшное, чаще всего гроза, ливень, хмурая погода и так далее.

Если у героя в квартире всё верх дном, скорее всего, у него какие-то яркие переживания.

В произведении «Мертвые Души» Гоголя о помещиках очень много говорит состояние их двора и дома, и из этого можно сделать вывод об отношении к этим помещикам самого Гоголя.

Автор-рассказчик, и всё повествование ведётся с его субъективной точки зрения

Не путайте, когда повествование просто идёт от первого лица, а где рассказ ведётся действительно от лица автора.

Если рассказ от лица автора, то он, скорее всего, рассказывает о главном герое со стороны, будто он с ним знаком, но никак не является самим главным героем (такое бывает в крайне редких случаях).

Такой метод показан в произведении «Герой нашего времени» Лермонтова.

Какие бывают сложности при выделении авторского мнения

Понять авторскую позицию — дело несложное

В принципе, это дело несложное, многие люди просто не хотят стараться, не хотят примерять чужие роли.

Ведь в произведениях совсем не море бушует, а душа лирического героя и те эмоции, которые вы бы испытали, увидев это черное, страшное море.

Те же эмоции испытывает герой, те же эмоции испытывает автор. Вот так строятся эти цепочки.

Таким же образом анализируется всё что угодно: неряшливый внешний вид, обман близких людей себе во благо, предательство, убийство и так далее.

Те же эмоции, что вы испытываете при чтении описанного выше, испытывает и автор. Каждый эпитет автора есть в произведении только с целью создать как можно более красочную и понятную атмосферу.

Автор всеми силами пытается передать вам свои чувства и эмоции, стоит лишь раскрыть глаза и смотреть.

Клише для обозначения авторской позиции

Сочинение не получится, если вы не поняли мнение автора

Клише к вступлению:

  1. Я согласен/не согласен с мнением автора в произведении , что .
  2. в своём произведении , говорит о том, что . Я согласен/не согласен с этим мнением.

Клише к доказательству:

  1. Размышляя об этой проблеме, не могу не упомянуть такое произведение как , в нём автор рассказывает о , и я согласен/не согласен с этим мнением.
  2. В своём произведении отстаивает позицию , я не придерживаюсь такой точки зрения.

При написании сочинения по прочитанному тексту обойтись без понимания авторского мнения невозможно. Так же очень сложно обойтись без этого навыка при доказательстве, ведь в основном мы берём аргументы из книг.

Это очень полезный и нужный навык, который, к тому же, совсем не сложно получить.

В этом видео вы узнаете о выявлении авторской позиции и формулировки собственной:

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: https://vyuchit.work/sochinenie/shkolnoe/kak-pisat-avtorskuyu-pozitsiyu-k-probleme.html

Адвоката дом
Добавить комментарий