Для проверки предоставленных поставщиком результатов заказчик вправе. О проведении экспертизы контракта. Формулировки о проведении экспертизы

Экспертиза результатов контракта: практика контроля заказчиков

Для проверки предоставленных поставщиком результатов заказчик вправе. О проведении экспертизы контракта. Формулировки о проведении экспертизы

Проиллюстрируем дела, когда ФАС России проверяла правомерность формулировок о проведении экспертизы, рассмотрим ситуации, когда экспертиза является инструментом для принятия решений при проведении внеплановых проверок, и многое другое.

Требование об экспертизе товаров, работ и услуг существует с момента принятия Закона о КС, однако типовых и шаблонных правил проведения экспертизы до сих пор не существует. Что и позволяет заказчикам самостоятельно определять правила ее проведения.

Получается, что именно такая свобода действий — отсутствие жестко установленных форм — самым негативным образом отражается на дисциплине заказчиков и практике контроля.

Нередко антимонопольный орган не применяет никаких мер ответственности к провинившимся должностным лицам, ведь критерии оценки правил экспертизы сильно размыты.

Закон о контрактной системе не устанавливает исчерпывающих требований к экспертам и самой экспертизе: не указаны сроки, в которые должна проводиться экспертиза, не четко определены обязанности должностных лиц заказчика.

Практика контроля фиксирует многочисленные варианты проведения экспертизы. Приведем некоторые примеры — удачные и не очень.

Формулировки о проведении экспертизы

Для начала проиллюстрируем дела, когда ФАС России проверяла правомерность формулировок о проведении экспертизы. Посмотрим на формулировки, к которым сложно придраться.

Так, в решении по делу № К-483/14 от 24.02.2014 ФАС России признала условие контракта о порядке приемки и экспертизы не противоречащим Закону о контрактной системе.

В документации заказчик указал, что генподрядчик после выполнения отдельного этапа работ представляет заказчику до 25 числа текущего месяца акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справку о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3), счет, счет-фактуру.

В документации также было сказано, что заказчик проводит проверку результата выполненных работ по контракту на предмет соответствия работ и отчетной документации условиям контракта.

Установить требование о вызове на экспертизу представителей заказчика также можно, и это, скорее всего, не будет нарушением.

Например, можно увидеть такую формулировку: «Согласно условиям проекта контракта проверка соответствия поставленного товара требованиям приложения № 1 к контракту осуществляется заказчиком с участием представителей поставщика в течение не более 10 рабочих дней с момента получения заказчиком от поставщика письменного уведомления о готовности к сдаче товара. По результатам проверки заказчик подписывает акт о приеме-передаче объекта основных средств либо направляет поставщику мотивированный отказ» (см. решение ФАС России по делу № К-1601/14 от 07.11.2014).

Экспертиза как инструмент при внеплановых проверках

Рассмотрим ситуации, когда экспертиза является инструментом для принятия решений при проведении внеплановых проверок.

Поторопитесь записаться на ближайший курс
“Организация закупок по Закону №223-ФЗ (120 часов)”

В программе обучения:

  • Планирование закупочной деятельности. Отчеты о проведении закупок. Раскрытие информации
  • Нормативное правовое регулирование закупочной деятельности
  • Процедуры закупок (конкурентные способы закупок, закупки у единственного поставщика, закупки в электронной форме)
  • Документации о закупке: требования к участникам закупок, требования к оформлению заявок
  • Договоры: заключение, исполнение, расторжение. Начисление штрафов, пени
  • Мониторинг, контроль и защита прав и интересов участников закупок

Посмотреть всю программу »

Претензии к экспертизе по содержанию и форме

В первом случае, который мы представим вашему вниманию, видно, что эксперты так и не смогли четко аргументировать явно просматривающиеся нарушения в действиях должностного лица заказчика (ограничившего участников закупки, т. к. экспертиза была проведена небезупречно по содержанию и форме). Если бы эти параметры были четко установлены, то автоматически исключались бы претензии к самой экспертизе со стороны контрольных органов.

Речь идет о прекращении производства по делу об административном правонарушении Ставропольского УФАС России № 3 от 16.01.2015. В Ставропольское УФАС России из прокуратуры поступило постановление о возбуждении дела по части 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ в отношении директора ГБОУ СПО «Георгиевский колледж».

Согласно акту экспертизы Пятигорской торгово-промышленной палаты в техническом задании были указаны параметры, характерные только для одного разработчика оборудования и его компонентов, характеристики, присущие только одному производителю, определенной модели изделия.

В акте экспертизы было указано, что техническая документация содержала требования к товарам, которые соответствуют ограниченному кругу моделей и ведут к ограничению количества участников, предъявлены требования к товарам, которые не соответствуют техническим характеристикам производителей товара:

  • техническая характеристика узла материнской платы «частота системной шины — не менее 5000 МГц» отсутствует в предложениях производителей, является узко специфическим показателем;
  • частота чипа/памяти 520/1200 имеет расширенный рабочий диапазон по сравнению с диапазоном 810/1070 МГц, но не соответствует условиям контракта, т. к. диапазон 810/1070 МГц подразумевает показатель от 810 МГц.

Должностное лицо Ставропольского УФАС России установило, что заказчиком ГБОУ СПО «Георгиевский колледж» не нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. А именно, требования, установленные заказчиком, не ограничивают количество участников закупки и, как следствие, не влекут за собой ограничение конкуренции.

Так, например, в позиции «частота системной шины» заказчиком установлено значение «не менее 5000 МГц». Следовательно, заказчиком не установлено, что указанная частота может быть только 5000 МГц. Аналогичные требования установлены заказчиком также и в отношении «частота чипа/памяти» и «процессор МФУ 400 МГц», что не нарушает требования действующего законодательства.

В акте экспертизы Пятигорской торгово-промышленной палаты по позиции «процессор МФУ 400 МГц» в числе прочего отмечено: «Данный параметр отсутствует в предложениях производителей, является признаком конкретного изделия, имеется ограничение предложений для других моделей и производителей…». Однако в данном акте не указывается, признаком какого именно конкретного изделия является данный параметр. Вывод УФАС был таков: действия должностного лица не являются нарушением законодательства о контрактной системе и не содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного нормами части 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Экспертиза, выполненная с нарушением Закона о КС

В следующем примере непринятие во внимание ФАС результатов экспертизы связано с совсем грубым нарушением заказчиком даже тех немногочисленных требований, которые установлены Законом о КС в отношении правил экспертизы.

Как следует из решения Челябинского УФАС по делу № РНП-74-173/2014 от 04.12.2014, контрольный орган не принял во внимание результаты экспертизы заказчика именно потому, что она была сделана путем привлечения сторонних экспертов и экспертных организаций без какого-либо следования законодательству.

Между тем это было ключевым аргументом заказчика, желавшего, чтобы компанию, с которой он расторг в одностороннем порядке контракт по причине ненадлежащей поставки продукции, контрольный орган занес в реестр недобросовестных поставщиков.

Как следует из материалов дела, между ГБУЗ «Областная клиническая больница № 3» и ООО «Медитек» по итогам проведения закупки был заключен контракт на поставку рентгеновской пленки для лучевой диагностики.

Основанием расторжения контракта в одностороннем порядке послужило ненадлежащее исполнение ООО «Медитек» своих обязательств по контракту: компания поставила медицинскую термографическую пленку DryStar DT 5000B, несовместимую с термопринтером AGFA DryStar 5302, имеющимся у заказчика.

При выводе на печать изображения принтер помимо самого изображения печатал сообщение «Обратитесь в местное представительство сервисной службы».

Представитель заказчика указал на проведенную заказчиком экспертизу поставленной пленки.

Согласно акту внешней экспертизы при тестировании работы принтера DryStar 5302 с использованием оригинальной пленки AGFA DT 5000B было установлено, что принтер исправен и работает некорректно только при использовании пленки, поставленной по данному контракту. При экспертизе указанной пленки установлено, что повреждение пленки, а также самодельные изменения отсутствуют.

В доказательство своего вывода представитель заказчика указал на акт внешней экспертизы от 12.08.2014, составленный по результатам проведения ООО «Паритет» экспертизы пленки для термографической печати, поставленной по контракту.

Однако, по мнению поставщика, результаты проведенной заказчиком экспертизы не могут быть приняты во внимание.

Ведь компании «Медитек» не были представлены документы, подтверждающие полномочия ООО «Паритет» на проведение такого рода экспертиз, а также подтверждающие квалификацию сотрудников данной организации.

Кроме того, заказчик не представил документы, подтверждающие привлечение ООО «Паритет» в качестве экспертной организации, как и само экспертное заключение, которое должно являться обязательным результатом проведенной экспертизы.

Челябинское УФАС поддержало позицию поставщика: экспертиза прошла с нарушением требований действующего законодательства о контрактной системе.

Так, в силу части 3 статьи 41 Закона о контрактной системы эксперт, экспертная организация обязаны уведомить в письменной форме заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы (в т. ч.

об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы в соответствии с частью 2 настоящей статьи).

Вместе с тем ООО «Паритет» поставщика о проведении экспертизы не уведомило, в связи с чем нарушило его права и законные интересы.

Кроме того, само ООО «Паритет» участвовало в определении поставщика на поставку термопленки, по результатам которого заключен контракт, заняв второе место в аукционе после победителя.

Иных доказательств поставки некачественного товара представителем заказчика не представлено.

Возложение расходов на поставщика

Попутно в рамках рассматриваемой темы хотелось бы осветить вопрос о мере переноса расходов по экспертизе на поставщика.

Полностью возлагать расходы по проведению экспертизы на поставщика не допускается, о чем свидетельствует постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении Брянского УФАС России № 41 от 03.02.2015.

В проекте контракта было сказано: «…заказчик обязан провести экспертизу поставки товара своими силами или с привлечением экспертных организаций по усмотрению заказчика за счет средств поставщика, при этом объект поставки и цена контракта остаются неизменными».

Это возлагает на участника закупки дополнительные финансовые обязательства, не предусмотренные законодательством о контрактной системе.

Таким образом, заказчик возложил на участника закупки обязательства, не предусмотренные объектом закупки и противоречащие законодательству о контрактной системе. Безусловно, это было признано неправомерным.

Другое административное дело — когда для проведения экспертизы поставляемых товаров речь идет о возложении на поставщика обязанности предоставления образцов. Это допустимо, что подтверждается практикой. Как следует из решения ФАС России по делу № К-695/15 от 11.06.

2015, в пункте 5.

2 проекта контракта, проверенного ведомством, заказчиком было установлено следующее: «Для проведения проверки качества товара заказчик дает поставщику распоряжение о направлении заказчику образцов каждой серии товара для проведения анализа независимыми профильными экспертными организациями по контролю качества лекарственных средств. Забор образцов производится в трехкратном количестве упаковок товара, необходимых для проведения одного анализа. Расходы за предоставление образцов несет поставщик». Поставщик обратился с жалобой на эти требования.

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/101854-qqe-16-m6-09-06-2016-ekspertiza-rezultatov-kontrakta-praktika-kontrolya-zakazchikov

Об утверждении положения о проведении экспертизы (проверки) представленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, от 30 декабря 2013 года №531

Для проверки предоставленных поставщиком результатов заказчик вправе. О проведении экспертизы контракта. Формулировки о проведении экспертизы

В целях соблюдения требований Федерального закона от 05.04.

2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” приказываю:

1.

Утвердить положение о проведении экспертизы (проверки) представленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на И.М.Ларцеву, первого заместителя начальника управления по физической культуре, спорту и туризму Тамбовской области, руководителя контрактной службы.

Начальник управления
М.В.Белоусов

Положение о проведении экспертизы (проверки) представленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта

Утверждаюначальник управленияпо физической культуре, спортуи туризму Тамбовской области

___________ М.В.Белоусов

1. Общие положения

1.1.

Настоящее положение о проведении экспертизы (проверки) представленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта (далее – положение) разработаны в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о контрактной системе).

1.2. В положении используются следующие понятия:

1.2.1. Экспертиза:

– проверка управлением по физической культуре, спорту и туризму Тамбовской области (далее – управление) самостоятельно или с привлечением экспертов, экспертных организаций предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом: поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее – результаты, предусмотренные контрактом), в части их соответствия условиям контракта (пункт 1 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе);

– оценка экспертами, экспертными организациями конкурсной документации, заявок на участие в конкурсах с ограниченным участием, двухэтапных, закрытых с ограниченным участием, закрытых двухэтапных, повторных (далее – конкурсы), осуществляемая в ходе проведения предквалификационного отбора участников конкурсов, оценка соответствия участников конкурсов дополнительным требованиям.

1.2.2.

Эксперт, экспертная организация – обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным управлением, участником закупки вопросам в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.

В случае, если для проведения экспертизы необходимы осуществление исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов, экспертных организаций для проведения такой экспертизы должен осуществляться из числа лиц, соответствующих указанным требованиям.

1.3. Эксперты должны привлекаться на основании контрактов, заключенных в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.

2. Лица, которые не могут быть допущены к проведению экспертизы

2.1. Физические лица:

– являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками управления, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);

– имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;

– являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с начальником управления, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке.

2.2. Юридические лица, в которых управление или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более, чем двадцатью процентами общего количества , приходящихся на голосующие акции, либо более чем двадцатью процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц.

2.3. Физические лица или юридические лица в случае, если управление или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы (часть 2 статьи 41 Закона о контрактной системе).

2.4. Не могут быть привлечены в качестве экспертов к проведению экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсе, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора, оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям физические лица, являющиеся членами комиссии по осуществлению закупок (часть 6 статьи 39 Закона о контрактной системе).

2.5. В случае выявления в составе экспертов лиц, перечисленных в данном разделе, управление должно принять незамедлительные меры, направленные на привлечение для проведения экспертизы иных экспертов (часть 4 статьи 41 Закона о контрактной системе).

3. Права, обязанности и ответственность экспертов

3.1. Для проведения экспертизы эксперты имеют право запрашивать у управления, поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы (часть 6 статьи 41 Закона о контрактной системе).

3.2.

Эксперты обязаны уведомить в письменной форме управление и поставщика (подрядчика, исполнителя) о допустимости своего участия в проведении экспертизы (далее – письменное уведомление), в том числе об отсутствии оснований для недопуска к проведению экспертизы, указанные в разделе 2 методических рекомендаций (часть 3 статьи 41 Закона о контрактной системе).

3.3. Эксперты, должностные лица экспертной организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, за невыполнение экспертами требования о предоставлении письменного уведомления (часть 7 статьи 41 Закона о контрактной системе).

4. Случаи, когда управление вправе привлечь экспертов

4.1. Управление вправе привлекать экспертов в следующих случаях:

4.1.1.

При проведении конкурсов в целях обеспечения экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсах, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора участников конкурса, оценки соответствия участников конкурсов дополнительным требованиям (статья 58 Закона о контрактной системе).

4.1.2. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 10 статьи 95 Закона о контрактной системе).

4.1.3. При проведении экспертизы предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта, за исключением случаев, перечисленных в разделе 5 Методических рекомендаций (часть 3 статьи 94 Закона о контрактной системе).

5. Случаи, когда управление обязано привлечь экспертов

5.1.

Управление обязано привлекать экспертов к проведению экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, в случае, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1, 4 – 6, 8, 15, 17, 18, 22, 23, 26 и 27 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе (часть 4 статьи 94 Закона о контрактной системе).

В частности, обязательной экспертизе с обязательным привлечением экспертов подлежат результаты следующих закупок, осуществляемых у единственного поставщика:

5.1.1. Вследствие признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений.

5.1.2.

Печатные издания или электронные издания определенных авторов у издателей таких изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование таких изданий, а также оказание услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственных и муниципальных библиотек, государственных научных организаций.

5.1.3.

Оказание услуг по осуществлению авторского контроля за разработкой проектной документации объекта капитального строительства, проведению авторского надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объекта капитального строительства соответствующими авторами, проведение технического и авторского надзора за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации авторами проектов.

6. Проведение управлением обязательной экспертизы при исполнении контракта

6.1. Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта управление обязано провести экспертизу (часть 3 статьи 94 Закона о контрактной системе).

6.2.

Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться управлением своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе (часть 3 статьи 94 Закона о контрактной системе).

6.3. Приемочная комиссия при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов, предусмотренных контрактом, должна учитывать отраженные в заключении по результатам экспертизы, предложения экспертов, привлеченных для ее проведения (часть 7 статьи 94 Закона о контрактной системе).

6.4. Заключение проведенной экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, прилагаются к отчету о результатах, предусмотренных контрактом, который размещается управлением в единой информационной системе (части 9 и 10 статьи 94 Закона о контрактной системе).

6.5. Подготовки и размещение в единой информационной системе отчета о результатах, предусмотренных контрактом, осуществляется в порядке определенном Правительством Российской Федерации (часть 11 статьи 94 Закона о контрактной системе).

7. Проведение экспертизы при одностороннем отказе управления от исполнения контракта

7.1. Управление вправе провести экспертизу результатов, предусмотренных контрактом, с привлечением экспертов до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 10 статьи 95 Закона о контрактной системе).

7.2.

Если управлением проведена экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, с привлечением экспертов решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято управлением только при условии, что по результатам такой экспертизы в заключении экспертов будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа управления от исполнения контракта (часть 11 статьи 95 Закона о контрактной системе).

8. Оформление экспертизы результатов, предусмотренных контрактом

8.1. Экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, оформляются в виде заключения, которое подписывается лицом проводившим экспертизу.

В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе, с указанием срока их устранения (часть 5 статьи 94 Закона о контрактной системе).

8.2. В экспертном заключении указываются:

– дата составления и номер экспертного заключения;

– сведения о лицах, проводивших экспертизу;

– место проведения экспертизы;

– основание для проведения экспертизы;

– цель экспертизы;

предмет (объект) экспертизы;

результаты проведения экспертизы;

обоснованный вывод по итогам проведения экспертизы.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/446127025

Статьи

Для проверки предоставленных поставщиком результатов заказчик вправе. О проведении экспертизы контракта. Формулировки о проведении экспертизы

Согласно ч.3 ст.94  Закона № 44-ФЗ заказчики обязаны проводить экспертизу принимаемой продукции. Такая экспертиза должна проводиться своими силами («внутренняя экспертиза») либо к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации («внешняя экспертиза»).

Как часто и по каким контрактам должна проводится экспертиза?

Закон № 44-ФЗ не содержит случаев, при которых экспертиза может не проводиться. Следовательно, экспертиза должна осуществляться по всем контрактам, в том числе контрактам (договорам), заключенным по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Иными словами, предмет контракта, его цена и основание для заключения никак не влияют на возможность (необходимость) проведения экспертизы.

Экспертиза должна проводиться даже в том случае, когда провести ее на практике невозможно.

Например, в случае заключения контракта по поставку электрической энергии заказчик должен подтвердить, что поставленная энергоснабжающей организацией электрическая энергия соответствием всем условиям заключённого контракта. Приведем еще один пример: поставка ГСМ.

В данном случае также нет никаких оснований, чтобы экспертизу не проводить. Соответственно, перед подписанием акта сдачи-приемки заказчик должен удостовериться в том, что поставленный ему ГСМ полностью соответствует условиям заключенного контракта.

Очевидно, что провести экспертизу по подобным контрактам проблематично. К счастью для заказчика Законом № 44-ФЗ не определен порядок ее проведения. Поэтому, в ряде случаев, такая экспертиза будет носить формальный, а не реальный характер, и состоять в документальном подтверждении факта ее проведения.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ экспертиза является неотъемлемой частью приемки продукции по контракту. Таким образом, экспертиза должна проводиться каждый раз перед подписанием заказчиком документа о приемке.

Так, например, если по контракту предусмотрена ежемесячная приемка продукции, экспертиза должна проводиться ежемесячно в отношении той части продукции, которая принимается.

Если продукция по контракту принимается ежедневно – экспертиза должна проводиться ежедневно перед каждой приемкой.

Недопустимо со стороны заказчика подтверждать соответствие принятой по контракту продукции после окончания срока действия контракта, т.е. «задним числом». Экспертиза во всех случаях должна проводиться до приемки продукции.

Как оформляется проведение экспертизы?

Закон № 44-ФЗ не устанавливает каких-либо специальных требований к оформлению экспертизы, проводимой заказчиком своими силами (в том числе не устанавливает требований к составлению каких-либо документов по результатам проведения такой экспертизы).

Вместе с тем, на практике довольно часто встречаются случаи, при которых заказчику необходимо подтвердить факт проведения экспертизы до осуществления приемки той или иной продукции. Просто подписание заказчиком документа о приемке недостаточно.

Факт проведения экспертизы может быть подтвержден несколькими способами. Например, путем проставления визы согласования на документе о приемке лицом, уполномоченным заказчиком на проведение экспертизы. Второй вариант – составление отдельного документа (например, экспертного заключения) таким лицом.

Проведение экспертизы может быть возложено на приемочную комиссию заказчика, если такая создана.

В последнем случае в положении о такой комиссии следует указать, что она уполномочена не только на осуществление приемки продукции, но и на проведение ее экспертизы.

При этом фактом, подтверждающим проведение экспертизы, является факт осуществление указанной комиссией приемки поставленной продукции, т.е. подписание документа о приемке. Возможны и иные способы и варианты подтверждения проведения экспертизы своими силами.

Если экспертиза проводится с привлечением внешних экспертов, экспертных организаций (прим.: случаи проведения «внешней экспертизы» с 31 июля 2019 года должны быть определены Правительством РФ  (ч.4.1. ст.

94 Закона № 44-ФЗ), но в настоящее время такой документ отсутствует), то результатом проведения такой экспертизы является экспертное заключение (ч.5 ст.94 Закона № 44-ФЗ).

, порядок оформления экспертного заключения определяется условиями договора, заключенного заказчиком с внешним экспертом, экспертной организацией.

Кто уполномочен проводить экспертизу?

Если экспертиза принимаемой по контракту продукции проводится своими силами, то ее проводить может любое лицо. В 99% случаях – это штатный работник или работники заказчика.

Проведение «внутренней экспертизы» может быть возложено заказчиком на членов приемочной комиссии, на работников контрактной службы или даже на членов комиссии по осуществлению закупок. В данном случае экспертиза будет проводиться коллегиально, т.к.

в Законе № 44-ФЗ нет обязательного требования о том, что экспертиза должна проводиться кем-то персонально.

В отличие от членов комиссии по осуществлению закупок, контрактных управляющих, работников контрактной службы Закон № 44-ФЗ не предъявляет каких-либо требований к лицам, проводящим экспертизу от имени заказчика. Такие лица могут не иметь образования в сфере закупок.

К сожалению, такие лица не во всех случаях являются специалистами в соответствующе предметной области.

Однако, это не снимает с них ответственности, если в результате некачественно проведенной экспертизы заказчиком будет принята продукция, не соответствующая условиям заключенного контракта.

В случае проведения «внешней экспертизы» требования к внешним экспертам установлены ст. 41 Закона № 44-ФЗ. Важно отметить, что внешним экспертом, экспертной организацией может выступать физическое лицо (в том числе ИП), юридическое лицо, с которым заказчиком заключен договор на проведение экспертизы.

Требования к указанному договору два: 1) он должен быть возмездный; 2) он должен быть заключен на основании Закона № 44-ФЗ (не Закона № 223-ФЗ).

Первое требование объясняется тем, что Закон № 44-ФЗ не регулирует заключение безвозмездных сделок и соглашений. Соответственно заключаемый с внешним экспертом, экспертной организацией контракт должен быть возмездным.

Второе требование прямо предусмотрено ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.

К слову отметим, что контракт с внешним экспертом, экспертной организацией может быть заключен, например, по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ при условии соблюдения иных ограничений, установленных для данного способа закупки. Это также будет является заключением контракта по Закону № 44-ФЗ.

В каких случаях обязательно проведение «внешней экспертизы»?

Если заказчиком не проводится внутренняя экспертиза, должна проводиться экспертиза внешняя. И наоборот, при проведении внешней экспертизы внутренняя экспертиза не проводится. Объясняется это союзом «или», который использовал законодатель в ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ.

Однако, в отдельных случаях Закон № 44-ФЗ предписывает проводить только внешнюю экспертизу. Как уже было отмечено выше, такие случаи должно определить Правительство РФ, но пока такой акт Правительства РФ отсутствует.

Где размещаются результаты проведенной экспертизы?

Результаты «внутренней» и «внешней» экспертизы не подлежат размещению в ЕИС. Нет также требований о размещении таких результатов в реестре контрактов. В связи с этим, результаты экспертизы, как и иные документы о закупке, хранятся у заказчика и должны быть предоставлены по требованию контролирующих органов.

Ответственность экспертов

Довольно часто возникает вопрос о том, какую же ответственность несет эксперт, экспертная организация? Для «внешних экспертов» ответственность прямо предусмотрена в законодательстве. От административной (ст. 7.32.6 КоАП РФ) до уголовной (ст. 200.6 УК РФ).

На «внутренних экспертов» указанные статьи не распространяются, т.к. в понятийном аппарате Закона № 44-ФЗ они не являются экспертами, экспертными организациями.

«Внутренние эксперты» являются должностными лицами заказчика и проводят экспертизу от его имени.

Такие лица несут ответственность в соответствии с законодательством в зависимости от тяжести наступивших последствий в результате некачественно проведенной ими экспертизы.

Источник: http://44fz.ru/article/ekspertiza-po-kontraktu/

О проведении экспертизы контракта | контур.закупки

Для проверки предоставленных поставщиком результатов заказчик вправе. О проведении экспертизы контракта. Формулировки о проведении экспертизы

В соответствии с законом № 44-ФЗ заказчик обязан проводить экспертизу контракта. Зачем нужна эта процедура, в каких случаях и кем она проводится, а также в каком порядке? Все эти вопросы рассмотрены в данной статье.

Назначение экспертизы

Экспертиза контракта по закону № 44-ФЗ является важным моментом закупки. Она позволяет заказчику убедиться в том, что его заказ был выполнен без нарушений, а исполнитель поставил качественный продукт либо надлежащим образом оказал услугу (исполнил работу).

Когда следует проводить экспертизу

Закон требует, чтобы экспертиза контракта проводилась каждый раз, когда осуществляется приемка поставленных по нему товаров, работ или услуг.

Например, если в соответствии с контрактом продукция поставляется и принимается ежемесячно, то и экспертизу необходимо проводить с такой же периодичностью.

Сделать это нужно перед подписанием накладной на товары либо акта сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг).

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Но бывает, что приемка продукции осуществляется ежедневно. Например, с такой периодичностью могут поставляться лекарственные препараты в медицинские учреждения. В таком случае и экспертизу контракта нужно проводить каждый день.

Кто проводит процедуру

В общем случае заказчики вправе сами определять, проводить ли экспертизу контракта собственными силами или привлекать экспертов либо специализированную организацию. К последнему способу чаще всего прибегают в том случае, если у заказчика нет как минимум одного из нижеследующих ресурсов:

  • свободных кадров, обладающих достаточной квалификацией;
  • опыта приемки результатов исполнения контракта;
  • технических, инструментальных и/или лабораторных средств для проведения оценки качества поставленной продукции (оказанных услуг, выполненных работ).

Кроме того, в некоторых случаях закон обязывает заказчика прибегнуть к помощи экспертов со стороны. Например, такое требование установлено при исполнении крупных сложных контрактов.

Также привлечь экспертов или экспертные организации придется в случае осуществления закупки у единственного поставщика. Однако это потребуется не всегда.

Например, закупая у единственного поставщика экспертные услуги или поручая ему разработку проектной документации объектов капстроительства, привлекать к экспертизе сторонних специалистов не обязательно.

Кто может быть экспертом

В качестве эксперта могут привлекаться любые лица: физические, юридические и индивидуальные предприниматели. К ним предъявляется одно главное требование – они должны иметь опыт и знания относительно объекта закупки.

Кроме того, закон устанавливает в этом вопросе определенные ограничения. Например, экспертами не могут стать следующие физические лица:

  • должностные лица заказчика;
  • лица, имеющие имущественный интерес к контракту;
  • лица, имеющие в течение двух последних лет отношение к работе заказчика;
  • близкие родственники руководства заказчика, контрактного управляющего, руководителя контрактной службы или члена закупочной комиссии;
  • близкие родственники руководителя или работников поставщика.

Не смогут стать экспертами и некоторые юридические лица. Так, проведение экспертизы запрещено поручать организациям, в которых заказчику либо исполнителю контракта принадлежит 1/4 часть голосующих акций либо 1/5 часть вкладов в уставный (складочный) капитал.

Порядок проведения экспертизы

В случае привлечения сторонних экспертов или экспертной организации, заказчик должен заключить с ними договор на оказание услуг. В нем должны быть прописаны обязанности сторон, порядок проведения экспертизы и оплаты выполненной работы.

Если заказчик принимает решение проводить экспертизу собственными силами, то приказом руководителя организации создается экспертная комиссия. Ее членами должны стать не менее 5 человек, в том числе два обладателя специальных знаний о закупаемой продукции.

Проведению экспертизы самого товара, работы или услуги предшествует изучение контракта, заключенного между заказчиком и исполнителем. В рамках проведения экспертизы специалисты могут запрашивать любые относящиеся к закупке данные и материалы как у заказчика, так и у поставщика (исполнителя, подрядчика).

Экспертиза проведена. Что дальше?

Результатом проведения экспертизы станет экспертное заключение. В нем помимо выводов об исполнении условий контракта эксперты могут предложить меры по исправлению выявленных недостатков.

На основании экспертного заключения заказчик либо принимает объект закупки, либо отказывается от этого. В первом случае следует подписать документ о приемке.

Если создавалась приемная комиссия, то этот документ должны подписать все ее члены, после чего он утверждается руководителем заказчика. В случае выявления нарушений условий контракта поставщику направляется письменный мотивированный отказ от подписания документа о приемке.

Если исполнитель устранил несоответствие объекта закупки условиям заключенного контракта, то заказчик вправе осуществить его приемку.

Результат исполнения контракта или отдельного его этапа следует разместить в ЕИС в виде отчета. В нем должна быть отражена информация:

  • об исполнении контракта либо отдельного его этапа с соблюдением установленных сроков;
  • о неисполнение либо ненадлежащем исполнении контракта с указанием допущенных исполнителем нарушений, а также примененных к нему санкций;
  • о расторжении контракта или изменении его условий.

Если заказчик привлекал к экспертизе контракта сторонних специалистов или организации, то к отчету следует приложить и заключение экспертов.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/zakon-44-fz-glavnoe-o-provedenii-ekspertizy-kontrakta/

Адвоката дом
Добавить комментарий