Что такое обж определение. Что такое ОБЖ? Расшифровка предмета в школе. Принципы и методы обеспечения безопасности

Безопасность жизнедеятельности

Что такое обж определение. Что такое ОБЖ? Расшифровка предмета в школе. Принципы и методы обеспечения безопасности

Министерствообразования и науки Российской Федерации

Федеральноеагентство по образованию

Южно-Уральскийгосударственный университет

Кафедра«Безопасность жизнедеятельности»

658.382(07)

Б40

С.И.Боровик, Л.М. Киселева, А.В. Кудряшов,И.С. Окраинская,

И.П.Палатинская, А.И. Сидоров, И.В. Скуртова,А.В. Хашковский

Учебноепособие

сэлементами самостоятельной работыстудентов

Часть I

Подредакцией А.И. Сидорова

Челябинск

Издательскийцентр ЮУрГУ

2009

УДК658.382(075.8) + 614(075.8)

ББКЦ69.я7

Б40

Одобрено

учебно-методическойкомиссией

механико-технологическогофакультета

Рецензенты:Ю.Г. Горшков, Г.В. Туникова

Б40Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие с элементами самостоятельной работы студентов / С.И. Боровик, Л.М. Киселева, А.В. Кудряшов и др; под ред. А.И. Сидорова. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2009. – Ч. I. – 247 с.
Учебное пособие написано в соответствии с Государственным образовательным стандартом для высших учебных заведений и содержит основные определения и понятия по безопасности жизнедеятельности человека в техносфере. Изложены сведения об источниках и негативных воздействиях на организм человека основных факторов производственной среды; описаны методы и средства обеспечения безопасности производственной деятельности.Пособие предназначено для студентов вузов и может быть полезно работникам служб, занимающихся вопросами охраны труда и окружающей среды.

УДК658.382(075.8) + 614(075.8)

ISBN

 Издательскийцентр ЮУрГУ, 2009

Введение

Мировоззрениечеловека складывается к 20–25 годам егожизни.

В мировоззрении нашего современника,в нашем российском менталитете естьодин пробел, всего один, но он существенновлияет на нашу жизнь, ее качество, ееуровень, ее БЕЗОПАСНОСТЬ – этопренебрежение к своему здоровью, образужизни, питанию, поведению в экстремальныхситуациях, то есть ко всему тому, чтоопределяет продолжительность нашегос Вами, читатель, пребывания на этоймногострадальной Земле. Многострадальнойи по нашей с Вами вине.

Унас нет той колоссальной тяги к жизни,которую так великолепно показал ДжекЛондон в своем небольшом, но емкомрассказе «Зов жизни».

А почему? Да потому, что в шкале ценностей собственнаянаша безопасность, хотя и находится напервом месте, но во втором десятке.

Ичто из этого следует? А следует из этогото, что Вы соприкасаетесь с мировоззренческой дисциплиной, дисциплиной, которая должна заставить задуматься о себе,любимом, о нас, окружающих, о Земле нашеймногострадальной.

Вэтом небольшом пособии заложены лишьазы БЕЗОПАСНОСТИ, но авторы скромнонадеются, что полученные Вами знаниябудут первой ступенькой в мир прекрасной,здоровой, благополучной и долгой ЖИЗНИ!

В добрый путь!

1.1. Определение, цели, задачи, объект и предметы изучения науки «Безопасность жизнедеятельности»

Жизнедеятельностьчеловека неразрывно связана с окружающейего средой обитания. В процессежизнедеятельности человек и средапостоянно взаимодействуют друг с другом,образуя систему «человек – средаобитания» [1].

Жизнедеятельность– это повседневная деятельность иотдых, способ существования человека.

Средаобитания– окружающая человекасреда, обусловленная в данный моментсовокупностью факторов (физических,химических, биологических, социальных),способных оказывать прямое или косвенное,немедленное или отдаленное воздействиена деятельность человека, его здоровьеи потомство.

Основная мотивациячеловека в его взаимодействии со средойобитания направлена на решение, какминимум, двух основных задач:

  • обеспечение своих потребностей в пище, воде и воздухе;
  • создание и использование защиты от негативных воздействий среды обитания.

Всистеме «человек – среда обитания»происходит непрерывный обмен потокамивещества, энергии и информации, которыеимеют естественную,техногенную,связанную с производством и использованиемтехники и технологий, и антропогенную,вызванную деятельностью человека,природу. Они во многом зависят отмасштабов преобразующей деятельностичеловека и от состояния среды обитания.Потоки веществ, энергий и информацииопределяют характер взаимодействиячеловека со средой обитания, которыйможет быть позитивным или негативным.

Человеки окружающая его среда гармоничновзаимодействуют и развиваются лишь вкомфортных условиях, когда потокивещества, энергии и информации находятсяв пределах, благоприятно воспринимаемыхчеловеком и природной средой. Любоепревышение привычных уровней потоковсопровождается негативными воздействиямина человека и/или окружающую среду.

На всехэтапах своего развития человек непрерывновоздействовал на среду обитания, и врезультате на Земле в ХХ веке возниклизоны повышенного антропогенного итехногенного влияния на природнуюсреду, что привело к частичной и к полнойее региональной деградации.

Этимизменениям во многом способствоваливысокие темпы роста численности населенияна Земле и его урбанизация, ростпотребления энергетических ресурсов,интенсивное развитие промышленного исельскохозяйственного производства,массовое использование транспортныхсредств и ряд других процессов.

Такимобразом, в результате активной техногеннойдеятельности человека создан новый типсреды обитания – техносфера. Создаваятехносферу, человек стремился к повышениюкомфортности среды обитания, к обеспечениюзащиты от естественных негативныхвоздействий.

Однако созданная рукамии разумом человека техносфера во многомне оправдала надежды людей, так какпоявившиеся производственная и городскаясреды оказались далеки по уровнюбезопасности от допустимых требований.

Именно поэтому в последнее десятилетиестало активно развиваться учение обезопасности жизнедеятельности втехносфере, основной целью которогоявляется защита человека от негативныхвоздействий антропогенного и естественногопроисхождения, достижение комфортныхусловий жизнедеятельности.

Безопасностьжизнедеятельности (БЖД)– система знаний, обеспечивающаябезопасность обитания человека впроизводственной и непроизводственнойсреде, и развитие деятельности пообеспечению безопасности в перспективес учетом антропогенного влияния насреду обитания.

Безопасностьчеловека определяется отсутствиемпроизводственных и непроизводственныхаварий, стихийных и других природныхбедствий, опасных факторов, вызывающихтравмы или резкое ухудшение здоровья,вредных факторов, вызывающих заболеваниечеловека и снижение его работоспособности.

Каквсякая наука, БЖД имеет цель, задачи,объект и предметы изучения, средствапознания и принципы, используемые длярешения практических и теоретическихзадач.

ЦельБЖД исходитиз определения этой науки и представляетсобой достижение безопасности в средахобитания. Исходя из этого, целью БЖДявляется:

  • готовность к чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера;
  • предупреждение травматизма;
  • сохранение работоспособности и здоровья работников;
  • сохранение качества полезного труда.

Длядостижения этой цели БЖД необходиморешить ряд научных и практических задач.

К научным задачам относятся получениеновых, принципиально нестандартныхзнаний в виде выявленных законов либотеоретического описания технологическогопроцесса, математического описанияявлений и т. п., помогающих решатьпрактические задачи.

К практическимзадачам относятся разработка конкретныхпрактических мероприятий, обеспечивающихжизнедеятельность человека без травм,аварий при сохранении его здоровья иработоспособности с высоким качествомтрудовой деятельности.

Объектомизучения БЖД как наукиявляется среда обитания человека.

Средаобитания человека (среда обитания)– совокупность объектов, явлений ифакторов окружающей среды, определяющаяусловия жизнедеятельности человека.Средуобитания человека по генезису(происхождению) можно классифицироватьна производственную (пространство, вкотором совершается трудовая деятельностьчеловека) и непроизводственную.

Основнымэлементом производственной средыявляется труд, который в свою очередьсостоит из взаимосвязанных ивзаимодействующих элементов, составляющихструктуру труда: субъекты труда, средстваи предметы труда, технологическиепроцессы, продукты труда как полезные,так и побочные в виде образующихсявредных и опасных примесей в воздушнойсреде и т. п., производственные отношения(организационные, экономические,социально-психологические, правовые),профессиональная и эстетическая культураи т.д.

Природнаясреда в видегеографо-ландшафтных, географических,климатических элементов, стихийныхбедствий (пожаров от молний), природныхпроцессов (газовыделений из горныхпород) может проявляться как внепроизводственной, так и производственнойсфере, особенно в таких отраслях, какстроительство, горная промышленность,металлургия и др.

Все элементы,составляющие среду обитания человека,в действии становятся факторами,влияющими на БЖД. Исходя из этого, наукаБЖД обязана рассматривать влияние этихфакторов на человека, как отдельно, таки в совокупности. Только при такомсистемном подходе можно в комплексереализовать конечную цель БЖД.

Предметомизучения БЖДявляются физиологические и психологическиевозможности человека с точки зренияБЖД, формирование безопасных условий,их оптимизация и т. д.

Исследованиепредметов и объекта БЖД для реализацииконечной ее цели и задач возможно сиспользованием не только своих знаний,но и знаний, полученных другими науками,такими как основы управления,индустриально-педагогическая психология,культура производства, инженернаяпсихология, право, техническая эстетика,эргономика, производственная санитария,техника безопасности, гражданскаяоборона, охрана окружающей среды.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5958137/

Теоретические основы безопасности жизнедеятельности

Что такое обж определение. Что такое ОБЖ? Расшифровка предмета в школе. Принципы и методы обеспечения безопасности

введение

1. Определение, цели, задачи, объект и предметы изучения науки «Безопасность жизнедеятельности»

2. Опасности и их источники, количественная характеристика опасности, концепция приемлемого риска

3. Понятие безопасности, её системы, принципы и методы обеспечения безопасности

4. Характеристика человека как элемента системы «человек – среда обитания»

Заключение

Библиография

введение

Интенсивное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, широкое внедрение техники, систем механизации и автоматизации во все сферы общественно-производственной деятельности, формирование рыночных отношений сопровождаются появлением и широким распространением различных природных, биологических, техногенных, экологических и других опасностей.[1]

Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей, в защите человека и окружающей его среды от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создает предпосылки для высокой работоспособности и продуктивности.

Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья людей за счет снижения травматизма и заболеваемости. Поэтому объектом изучения безопасности жизнедеятельности является комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе “человек – среда обитания”.

Основополагающая формула безопасности жизнедеятельности – предупреждение и упреждение потенциальной опасности, существующей при взаимодействии человека со средой обитания. Все действия человека и все компоненты среды обитания кроме положительных свойств и результатов обладают способностью генерировать опасные и вредные факторы.

В современном мире к опасным и вредным факторам естественного происхождения (повышенные и пониженные температуры воздуха, атмосферные осадки, грозовые разряды и др.) прибавились многочисленные опасные и вредные факторы антропогенного происхождения (шумы, вибрация, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и др.), связанные с производственной, хозяйственной и иной деятельностью человека.

Достигнутый прогресс в сфере производства в период научно-технической революции сопровождался и сопровождается в настоящее время ростом числа и повышением уровня опасных и вредных факторов производственной среды.

Происходящие негативные изменения среды обитания человека предопределяют необходимость того, что современное общество должно быть в достаточной степени подготовлено к соответствующей обстановке для успешного решения возникающих задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения, по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

1. Определение, цели, задачи, объект и предметы изучения науки «Безопасность жизнедеятельности»

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. В процессе жизнедеятельности человек и среда постоянно находятся во взаимодействии друг с другом, образуя систему «человек – среда обитания».

Жизнедеятельность – это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

Среда обитания – окружающая человека среда, обусловленная в данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Основная побудительная причина его взаимодействия со средой обитания направлена на решение двух основных задач:

– обеспечение своих потребностей в пище, воде и воздухе;

– создание и использование защиты от негативных воздействий среды обитания.

В системе «человек – среда обитания» происходит непрерывный обмен потоками вещества, энергии и информации, которые имеют естественную, техногенную, связанную с производством и использованием техники и технологий, и антропогенную, вызванную деятельностью человека, природу. Они зависят от масштабов преобразующей деятельности человека и от состояния среды обитания. Потоки веществ, энергий и информации определяют характер взаимодействия человека со средой обитания, который может быть позитивным или негативным.

Известно, что человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в комфортных условиях, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и окружающую среду.[2]

На всех этапах своего развития человек непрерывно воздействовал на среду обитания, и в результате на Земле в XX в. возникли зоны повышенного антропогенного и техногенного влияния на природную среду, что привело к частичной и к полной ее региональной деградации.

Несомненно, этим изменениям во многом способствовали высокие темпы роста численности населения на Земле и его урбанизация, рост потребления энергетических ресурсов, интенсивное развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, массовое использование средств транспорта и ряд других процессов.

Таким образом, в результате активной техногенной деятельности человека создан новый тип среды обитания – техносфера. Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды обитания, к обеспечению защиты от естественных негативных воздействий.

Однако созданная руками и разумом человека техносфера во многом не оправдала надежды людей, так как появившиеся производственная и городская среды оказались далеки по уровню безопасности от допустимых требований.

Следует отметить, что именно поэтому в последнее десятилетие стало активно развиваться учение о безопасности жизнедеятельности в техносфере, основной целью которого является защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) – система знаний, обеспечивающая безопасность обитания человека в производственной и непроизводственной среде и развитие деятельности по обеспечению безопасности в перспективе с учетом антропогенного влияния на среду обитания.

Очевидно, как всякая наука, БЖД имеет свои цели, задачи, объект и Предметы изучения, средства познания и принципы, используемые для решения практических и теоретических задач.

Цель БЖД исходит из определения этой науки и представляет собой достижение безопасности в средах обитания.

Безопасность человека определяется отсутствием производственных и непроизводственных аварий, стихийных и других природных бедствий, опасных факторов, вызывающих травмы или резкое ухудшение здоровья, вредных факторов, вызывающих заболевание человека и снижение его работоспособности. Исходя из этого цель БЖД следующая:

– достижение безаварийной ситуации и готовности к стихийным бедствиям и другим проявлениям природной среды;

– предупреждение травматизма;

– сохранение здоровья;

– сохранение работоспособности;

– сохранение качества полезного труда.

Для достижения цели БЖД выдвигаются научные и практические задачи. К научным задачам относится получение новых, принципиально нестандартных знаний в виде выявленных законов либо теоретического описания технологического процесса, математического описания явлений и т.

п., помогающих решать практические задачи. К практическим задачам относится разработка конкретных практических мероприятий, обеспечивающих обитание человека без травм, аварий при сохранении его здоровья и работоспособности с высоким качеством трудовой деятельности.

Объектом изучения БЖД как науки является среда или условия обитания человека. Эту среду по генезису (происхождению) можно классифицировать на производственную и непроизводственную.

Основным элементом производственной среды является труд, который, в свою очередь, состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, составляющих структуру труда: субъекты труда, «машины» – средства и предметы труда, процессов труда, состоящих из действий как субъектов, так и машин, продуктов труда как полезных, так и побочных в виде образующихся вредных и опасных примесей в воздушной среде и т.п., производственных отношений (организационных, экономических, социально-психологических, правовых по труду, отношений, связанных с культурой труда, профессиональной культурой, эстетической и т.д.).

Природная среда[3] в виде географо-ландшафтных, географических, климатических элементов, стихийных бедствий, в том числе пожаров от молний и других природных источников, природных процессов в виде газовыделений из горных пород и т.п., может проявляться как в непроизводственной сфере, так и производственной, особенно в таких отраслях, как строительство, горная промышленность, геология, геодезия и др.

Все элементы, составляющие среду обитания человека, в действии становятся факторами, влияющими на БЖД. Исходя из этого БЖД обязана рассматривать влияние этих факторов на человека как в отдельности, так и в совокупности. Только при таком системном подходе можно в комплексе реализовать конечную цель БЖД.

К предметам изучения БЖД относятся физиологические и психологические возможности человека с точки зрения БЖД, формирование безопасных условий, их оптимизация и т.д.

Исследование предметов и объекта БЖД для реализации конечной ее цели и задач возможно с использованием не только своих знаний, но и знаний, полученных другими науками, такими, как основы управления, индустриально-педагогическая психология, культура производства, инженерная психология, право, техническая эстетика, эргономика, производственная санитария, техника безопасности, техника пожарной безопасности, горноспасательное дело, гражданская оборона, охрана окружающей среды.

Источник: https://mirznanii.com/a/298601/teoreticheskie-osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti

Что такое ОБЖ в школе? Программа и изучение ОБЖ в школе

Что такое обж определение. Что такое ОБЖ? Расшифровка предмета в школе. Принципы и методы обеспечения безопасности

Предмет “Основы безопасности жизнедеятельности” изучается в общеобразовательных учреждениях. Он способствует формированию у детей навыков правильного поведения в чрезвычайных ситуациях, умения оказывать первую помощь.

Для чего необходимо изучать ОБЖ?

Некоторые родители, заглянув в дневники своих детей, удивляются, поскольку не знают, что такое ОБЖ в школе.

Это предмет, призванный обучить детей правильно поступать в любых жизненных ситуациях, уметь правильно действовать при любой опасности.

Человек, который прослушал курс ОБЖ, способен избежать последствий чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера. В рамках этого предмета дети получают элементарные знания об обороне государства, воинской обязанности мужчин.

Кроме того, предмет ОБЖ в школе необходим для того, чтобы научить детей вести здоровый образ жизни. Школьники должны понимать, какую угрозу для состояния их организма могут нести такие вредные привычки, как употребление наркотиков, спиртных напитков, курение.

В результате изучения этого предмета дети знают, насколько важно заниматься спортом. Школьники получают информацию о наиболее распространенных болезнях. В случае успешного изучения предмета они будут знать о мерах профилактики и лечения заболеваний.

Дети будут способны самостоятельно оказать себе и близким помощь.

Когда эти полезные знания начали преподавать детям? В 1991 году был введен предмет ОБЖ в школе. Он призван обучить школьников основным правилам безопасности, умению распознавать опасные ситуации, оценивать их.

В соответствии с требованиями Министерства образования, программа ОБЖ в школе включает несколько больших тематических разделов. Прежде всего, школьники знакомятся с понятием «безопасность» и изучают правила поведения в чрезвычайных ситуациях.

Следующий тематический блок включает в себя получение медицинских знаний. Школьники имеют возможность получить информацию о проблемах с основными системами внутренних органов, об особенностях профилактики широко распространенных заболеваний. Зная, что такое ОБЖ, в школе или дома дети могут оказать себе помощь в случае возникновения первых болезненных симптомов.

Далее школьники изучают основы здорового образа жизни. В рамках этого блока дети могут узнать, как организовывать свой день, чтобы прожить максимально долго. Учитель должен объяснить школьникам особенности организации спортивных занятий, правильного питания.

После этого изучается современный комплекс проблем безопасности глобального масштаба. Речь идет об экологических катастрофах, демографическом кризисе, ядерной безопасности мира.

Рассмотрение всех этих вопросов влияет на дальнейшую жизнь всего человечества. В соответствии с требованиями государства, программа ОБЖ в школе заканчивается ознакомлением с основами военной службы.

Эта тема актуальна, так как каждый мальчик – будущий мужчина, защитник отечества.

Согласно образовательным программам, изучение ОБЖ в школе начинается в начальной школе. На данный момент в младших классах нет отдельного предмета о безопасности человека.

Начальные знания из этой области малыши получают во время изучения предмета «Окружающий мир» и проведения внеклассных мероприятий. Младшие школьники должны узнать об основных правилах дорожного движения, пожарной безопасности.

Они обязаны научиться пользоваться бытовыми приборами, средствами бытовой химии. Малыши должны знать, что такое ОБЖ в школе.

Усвоение материала должно осуществляться при помощи зрительных рецепторов. Дети хорошо запоминают информацию, представленную в виде таблиц, картин, мультимедийной презентации. Полезно демонстрировать ребятам фильмы. В начальной школе можно пользоваться CD-дисками и аудиокассетами.

Речевые методы изучения ОБЖ в средней и старшей школе

Преподавание ОБЖ в школе осуществляется с использованием в первую очередь речевых методов. При изучении нового материала может читаться лекция.

Этот метод помогает максимально быстро передать школьникам большой объем информации. Лекция обязательно должна быть содержательной, логично построенной. Хорошо использовать элементы беседы.

Однако такой материал может подаваться только в старших классах.

В рамках беседы учитель может актуализировать знания детей, полученные ранее. Эта форма работы предполагает большую активность учеников. Она обеспечивает высокую степень усвоения материала. В школе часто используется эвристическая беседа. Тогда под руководством учителя школьники могут самостоятельно прийти к раскрытию свойств того или иного явления или процесса.

Доклад относится к эффективным методам самостоятельной работы. Такую форму работы предусматривает методика преподавания ОБЖ в школе. Школьники могут сами ознакомиться с учебным материалом, если подготовят серию докладов.

Практические методы изучения ОБЖ

Для тех, кто не знает, что такое ОБЖ в школе, необходимо понимать, что главная цель этого предмета – научить детей правильно действовать в той или иной ситуации. Поэтому необходимо использовать практические методы.

Школьники должны отрабатывать полученные навыки. Для этого нужно решать ситуативные задачи. В учебниках по ОБЖ обязательно есть задачи, для решения которых нужно расписать алгоритм правильного поведения человека в той или иной ситуации.

Например, при землетрясении, наводнении.

Практические методы можно использовать на занятиях во время изучения тематического раздела, касающегося медицины. Ученики могут прямо на уроках пробовать делать перевязку, накладывать шину.

Оборудование кабинета ОБЖ в школе

Для успешного усвоения учениками основ безопасности жизнедеятельности кабинет для занятий должен быть качественно оформлен.

В частности, оборудование кабинета ОБЖ в школе должно включать в себя компьютер с проекционной доской. Это поможет активно использовать наглядность: схемы, таблицы, фотографии, фильмы.

Для уроков, на которых рассматриваются основы гражданской обороны, необходимо использовать противогаз, автомат для сборки и разборки.

В идеале кабинет ОБЖ должен содержать специальное оборудование, представляющее собой макет человека. На нем можно наглядно демонстрировать правила оказания первой медицинской помощи. Использование такого современного оборудования поможет не только понятно объяснить ученикам, как оказывать помощь человеку, но и отточить практические навыки.

Оформление информационных стендов

В кабинете ОБЖ должны быть информационные стенды, дающие четко понять, что такое ОБЖ в школе. Информация может быть представлена в яркой интересной форме. Человек, переступающий порог кабинета, должен сразу же обращать внимание на стенды.

На них можно представить основные сведения о правилах дорожного движения, особенностях поведения в той или иной ситуации. Подавать необходимо самую важную информацию, без усвоения которой невозможно изучение основ безопасности жизнедеятельности.

Представленные сведения должны полностью соответствовать действующему законодательству.

Изучение ОБЖ – залог безопасности школьников

Учителям важно подходить к преподаванию ОБЖ со всей ответственностью, поскольку от этого предмета зависит жизнь учеников. Основы безопасности жизнедеятельности способны уберечь детей от многих проблем в будущем.

Поэтому уроки должны быть максимально интересными, чтобы дети с удовольствием подходили к изучению данного предмета. Это поможет им качественно усваивать знания в рамках учебного процесса, интересоваться глобальными проблемами, с которыми приходится сталкиваться человечеству.

Следовательно, изучение ОБЖ должно помочь обеспечить безопасность не только отдельно взятого человека, но и Вселенной. Об этом следует помнить.

Источник: https://FB.ru/article/232099/chto-takoe-obj-v-shkole-programma-i-izuchenie-obj-v-shkole

Что такое ОБЖ? Расшифровка предмета в школе

Что такое обж определение. Что такое ОБЖ? Расшифровка предмета в школе. Принципы и методы обеспечения безопасности

Среди многообразия школьных предметов находятся и такие, которые на первый взгляд кажутся совсем ненужными. Что может быть важнее математики и русского языка, кажется нам, когда появляется такой предмет, как ОБЖ. Что такое ОБЖ и для чего его вообще преподают в школе? Нужно как следует в этом разобраться.

Что такое ОБЖ

ОБЖ – это учебная дисциплина, включенная в школьную программу российского образования с 5 по 11 классы.

Расшифровка аббревиатуры ОБЖ состоит из трех слов – Основы безопасности жизнедеятельности. Другими словами, ОБЖ – это область знаний о безопасном взаимодействии человека с окружающей средой. Дисциплина ОБЖ учит защищаться от негативного воздействия окружающей среды. В основе ОБЖ лежат охрана окружающей среды, правила безопасности в чрезвычайных ситуациях, а также охрана труда.

Основы безопасности жизнедеятельности как школьный предмет является обязательным. Он включает в себя последовательные циклы с теоретическим материалом и практическими заданиями.

Зачастую ученики любят уроки ОБЖ именно из-за присутствия элементов практики. Так, например, на уроках ОБЖ учат надевать противогазы, оказывать первую медицинскую помощь и, что особенно любят юноши, разбирать и собирать стрелковое оружие.

Выходит, что ОБЖ – очень нужный школьный предмет. Стоит не пренебрегать им, а наоборот – уделять должное внимание наряду с другими дисциплинами.

Школьная программа ОБЖ

Выяснив, что такое ОБЖ в школе, перейдем к его содержанию.

Предмет ОБЖ начинают вводить с 5 класса. Обучение начинается с несложных тем, учеников знакомят с общими понятиями и терминами. Для каждого последующего класса программа усложняется, добавляются новые темы и задания.

Так, например, в программе 5-6 классов особое внимание уделяется соблюдению правил личной гигиены, безопасности в повседневной жизни и на транспорте, правилам поведения в экстренных ситуациях и экстремальных условиях, оказанию первой медицинской помощи, а также правилам ведения здорового образа жизни.

В программе 7-8-9 классов особый акцент делается на чрезвычайные ситуации как природного характера – землетрясения, наводнения, ураганы, сели, оползни, пожары, так и техногенного – химические радиоактивные аварии, взрывы, катастрофы.

Программа 10-11 классов включает в себя более серьезные темы, затрагивающие не только правила поведения в различных условиях, но и знакомство с законодательством страны, видами уголовной ответственности, гражданской обороной и воинской службой и обязанностью.

Такая расшифровка программы ОБЖ в школе свидетельствует о том, что этот предмет очень важен для изучения, так как дает самые настоящие практические знания, которые обязательно пригодятся в жизни.

Обж в вузах

Если с расшифровкой ОБЖ в школе все понятно, то как же обстоит дело с вузами?

Как ни странно, но преподавание основ безопасности жизнедеятельности во многих вузах является обязательной общеобразовательной дисциплиной наряду с физкультурой. Только зашифрована эта дисциплина под другой аббревиатурой – БЖД.

На самом деле отличий ровно никаких, расшифровывается БЖД как Безопасность жизнедеятельности.

В основе изучения БЖД также лежат правила поведения в повседневной жизни, в чрезвычайных и экстренных ситуациях, стихийных бедствиях, правила оказания первой медицинской помощи и многое другое.

Неудивительно, что не только Россия заботится о своем подрастающем поколении, стараясь научить самым необходимым навыкам поведения и подготовить к взрослой жизни юных школьников. Страны Европы и Американского континента в этом не отстают. В программу школьного образования западных стран в обязательном порядке входит предмет ОБЖ.

Но как же он называется? Что такое ОБЖ на иностранный манер? На самом деле названий немало. Самым распространенным является Life safety, что дословно можно перевести как «безопасность жизни». Уроки иностранного Life safety отличаются тем, что в них больше практики.

Уроки проходят в виде игры и сценических постановок, имитирующих те или иные события.

Так, например, около 6 лет назад в американских школах были организованы уроки самообороны от зомби. На этих уроках школьники должны были овладеть приемами самообороны в случае наступления зомби-апокалипсиса, который, как известно, так и не наступил. Но авторы этой идеи объяснили все так, будто бы этот предмет поможет выжить в случае реальной катастрофы.

Помимо Life safety, аналогом российского ОБЖ еще является такая дисциплина, как Healthy, более распространенная в Европе. Этот предмет учит школьников вести здоровый образ жизни, гигиене, питанию, спорту, оказанию первой медицинской помощи и многому другому.

Как мы видим, безопасность школьников стоит во главе угла во всех школах мира. Поэтому очень важно уделять таким дисциплинам особое внимание. Ведь пренебрежение такими, казалось бы, простыми правилами может иногда стоить целой жизни.

Нормативная база ОБЖ

Кажущаяся на первый взгляд несерьезной аббревиатура ОБЖ имеет очень серьезную нормативно-правовую базу.

Дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» уже почти 30 лет, и за это время собрался внушительный список приказов, писем и методичек.

  1. Сама дисциплина была утверждена приказом Госкомитета СССР по народному образованию №203 от 20.03 1989 года под названием «Безопасность жизнедеятельности», а уже приказом Минобразования №169 от 27.05.1991 года ОБЖ был утвержден в качестве общеобразовательной дисциплины и включен в программу учебных заведений.
  2. В 1994 году были изданы первые программы по ОБЖ для учащихся 1-11-х классов, получившие широкое распространение среди населения.
  3. В 1995 году был проведен первый педагогический эксперимент по подготовке учителей ОБЖ. До 1999 года РГПУ им. А.И. Герцена был единственным университетом в России, где осуществлялась лицензированная подготовка учителей по дисциплине ОБЖ, а в 2000 году состоялся первый выпуск из 23 дипломированных учителей по безопасности жизнедеятельности.
  4. В 1996 году вышли в свет первые учебники по ОБЖ и первый номер журнала «ОБЖ. Основы безопасности жизни».

Список достижений в области развития дисциплины ОБЖ можно продолжать вплоть до наших дней. Радует, что безопасности жизнедеятельности уделяется такое внимание, и она не стоит на месте. Постоянно вносятся поправки в основные законы о безопасности для того, чтобы расширить охват и вовлеченность как можно большего количества сфер жизни.

Заключение

Расшифровка слова ОБЖ показала, что безопасность жизнедеятельности человека является основой всех основ.

Человечество перестанет существовать, если безопасности не будет уделяться должного внимания. Поэтому самым верным решением является прививание чувства ответственности за безопасность человеческой жизни с малых лет, со школьной скамьи, на протяжении всей жизни.

Источник: https://www.nastroy.net/post/chto-takoe-obj-rasshifrovka-predmeta-v-shkole

Адвоката дом
Добавить комментарий